Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Соглашение новое, проблемы старые

Соглашение новое, проблемы старые

image_pdfimage_print

Готов ли Европейский Союз к равноправному партнерству с Россией?

Строчка из официального пресс-релиза: «Европейская Комиссия согласовала предварительные направления переговоров по новому соглашению между ЕС и Россией». Можно расценить это как оперативную реакцию брюссельских чиновников на решения майского саммита РФ-ЕС признавшие, наконец, давно очевидный факт: негоже партнерам, при каждом приличествующем случае именующим себя «стратегическими», не отрегулировать свои отношения с помощью юридически обязывающего документа, охватывающего все многообразие сфер сотрудничества. Вроде бы. А как же Соглашение о партнерстве и сотрудничестве*1, спросите вы?

Не желая никоим образом хулить документ, сыгравший свою роль в строительстве взаимоотношений с Европейским Союзом, заметим только, что подобные «подтверждения уверений в совершенном почтении» в брюссельской практике приняты в основном для общения с так называемыми третьими странами. Ну, просто-таки, очень третьими, расположенными на далеких от Старого Света континентах. Если кто-то решил, что речь идет о Соединенных Штатах Америки, то он ошибся.

Юридическое время СПС истекает в 2007 году, а реальное истекло давным-давно, и «off the record» с этим соглашались даже далеко не самые продвинутые европейские дипломаты и чиновники. И – разумеется, на тех же самых условиях – великодушно признавались: «Да, надо, надо нам подписать серьезный обязывающий документ, полноценно отражающий все изменения, происшедшие за эти годы и у вас, и у нас».

Но на официальном уровне можно было услышать только дежурные похвалы в адрес СПС и увертки вроде той, что «документ этот полностью себя не исчерпал». Экономия, конечно, вещь полезная: зачем отправлять в утиль то, что еще может послужить. Но в этом случае границы здравого смысла явно остались далеко позади, поскольку переговоры о новом соглашении надо было начинать не один год назад. Тогда, может быть, и не было бы необходимости рассуждать о возможном «правовом вакууме», который нельзя допустить, а значит – продлить срок действия антикварного СПС до тех пор, пока не будет подписан новый документ. Право же, если это не очевидное стремление тянуть резину, то тогда что же? Всю вторую половину этого года европейцы будут согласовывать основные направления переговоров и, если они в этом преуспеют, то в конце следующей зимы можно ожидать начала официального общения дипломатов России и ЕС по этим вопросам.

Тема о том, каким могло быть новое соглашение значительно шире рамок комментария, и ее подробный разбор представлен в предыдущем выпуске «Всей Европы» (см. «СПС-2: неопределенное будущее»). Однако уже сейчас совершенно очевидно, что работа над ним будет идти с огромным трудом. Из чего это следует? Да, хотя бы из того пресс-релиза, с цитаты из которого начался наш разговор!*2

Состоит он из четырех абзацев, в которых трижды (!) упомянута тема сотрудничества в области энергетики. Конечно, там нашлось место и для ритуальных заклинаний об «общих ценностях», и для дежурного перечисления совместных угроз, с которыми мы будем бороться в едином строю. Но шила в мешке не утаишь. Похоже на то, что европейской стороне СПС-2 видится, прежде всего, как договор, способный зафиксировать российские обязательства по поставкам в Старый Свет энергоносителей. То есть это – стэйк, а все остальное – гарнир, без которого блюдо в приличных домах не подают, но его все же можно деликатно отодвинуть на край тарелки. А ведь энергетика как раз и есть та тема, которую Россия и ЕС обсуждают с большим трудом и особого прогресса, как показала последняя встреча в верхах, ждать не приходится. (См. «Ничего личного. Просто бизнес!»).

Но в том, что перспективы заключения действенного и взаимовыгодного СПС-2 пока смотрятся далеко не радужно, есть и причины, как говорится, общего плана.

Первая – тотальное отсутствие на европейской ниве сильных проевропейски ориентированных лидеров. (См. «Слабые лидеры – слабый Союз»). Таких, какими были Делор, Коль, Миттеран, Гонсалес и другие деятели прежнего поколения, способные во имя целей интеграции встать над узко национальными интересами. Из этого отсутствия проистекает и хроническая дряблость политической воли, демонстрируемая европейцами все последние годы. Одни только вялотекущие попытки создания единой внешней или энергетической политики чего стоят!

Вторая – следствия последнего расширения ЕС, которое в последнее время все чаще называют поспешным, чтобы не сказать скороспелым. Например, кое-кто из ободренных вступлением в клуб новичков активно примеряет на себя роль членов или даже лидеров антироссийского лобби. Понятно, что это – трудности взросления, не вызывающие восторга у ветеранов интеграционного движения. Но ведь не прикажешь же ретивым новичкам посидеть молча, пока солидные люди будут договариваться?

Но еще более сложная для европейских политиков проблема состоит в том, что после расширения в темпе «presto» подведомственные жители поставили под сомнение само направление интеграционных процессов в Союзе. Дескать, что строим-то, ребята? Федерацию, конфедерацию или просто зону свободной торговли? И тут уж пришел черед задуматься самим политикам: и в самом деле что? За «пакетными решениями» и излюбленными консенсусами не наблюдается никакого единства целей. А какие согласованные действия могут выйти у лебедя, рака и щуки мы отлично знаем. И все это грозит тем, что мандат европейской стороны на переговорах с Россией будет зело невнятен – за пределами уже упомянутого энергетического сотрудничества.

Третья причина – консерватизм значительной, и порой весьма влиятельной, части европейского политического и делового истэблишмента. Даже те из них, кто уже понял, что в строительстве отношений с Россией совершен ряд стратегических ошибок с печальными последствиями, а время легких успехов для европейцев, похоже, миновало, ни за что в этом не признаются. Что уж говорить о гордецах, продолжающих считать восточного партнера всего-навсего «Верхней Вольтой с ракетами»?

И те, и другие, апеллируя к европейскому экономическому величию, будут жать на то, что «с этой страной неустоявшейся демократии» надо разговаривать, только используя тактику «железного кулака в бархатной перчатке». А потом искренне удивляться, что номер – в отличие от прошлых раз – не прошел и втайне сетовать на «неискоренимое варварство этих русских». Такие подходы тоже не сулят собеседникам легких переговоров.

Словом, руководствуясь принципом «мы беремся установить вам правила, а вы обяжетесь их неукоснительно выполнять» равноправное партнерство построить трудно. Пока же российские и европейские собеседники договорились лишь об обоюдном желании возвести новый мост. Осталось только выяснить: как он пройдет – вдоль реки или все же поперек.

1* Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
Этот документ подписан в 1994-м, а в силу вступил в 1997 году. Соглашение заключено на 10 лет с возможностью продления. На его основе был сформирован механизм политического диалога. Он включает саммиты и встречи на уровне министров в формате Совета сотрудничества, старших должностных лиц, проводящих заседания Комитета сотрудничества, парламентских делегаций, собирающихся на заседания Комитета парламентского сотрудничества, и многочисленных экспертных групп. По решению лидеров Росси и ЕС, к работе приступил Постоянный совет партнёрства в формате встречи министра иностранных дел России с коллегами из 25-ти стран ЕС.
По своему юридическому содержанию СПС можно было бы считать аналогом европейских договоров ЕС. Только вместо главной отличительной черты таких договоров – перспективы вступления в Союз – в нём предусматривается возможность создания впоследствии зоны свободной торговли. В этом отношении решения саммитов Россия – ЕС о создании четырех общих пространств дополняют СПС. В соответствии с концепцией Общего европейского экономического пространства начата подготовка к строительству совместного «открытого и интегрированного рынка», сближению и постепенной интеграции социальных и экономических структур. В перспективе рынком будет охвачена трансграничная торговля, предоставление услуг, свобода учреждения и деятельности компаний, движение капитала и перемещение физических лиц. Достижению этих целей должны служить «более тесное и структурированное взаимодействие между соответствующими институтами, как государственными, так и частными», облегчение торговли и инвестиций, взаимное открытие рынков, кооперация, развитие инфраструктурных систем, «высокий уровень сближения в области законодательства и правил регулирования», включая «совместимую административную практику».

2* Брюссель, 3 июля 2006 года
Европейская Комиссия одобрила условия переговоров о новом Соглашении между ЕС и Россией
Сегодня Европейская Комиссия согласовала предварительные направления переговоров по новому Соглашению между ЕС и Россией. Соглашение обеспечит обновленную и более амбициозную основу для развития отношений между ЕС и Россией. Оно будет иметь обязательную юридическую силу для обеих сторон и заменит предыдущее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (СПС). Европейская Комиссия предлагает соглашение, охватывающее все аспекты сотрудничества между ЕС и Россией, сосредоточив особое внимание на постепенном углублении и развитии торговых взаимоотношений, а также на развитии справедливых и открытых отношений между ЕС и Россией в сфере энергетики. Европейская Комиссия будет работать вместе со страной-председателем ЕС Финляндией с целью получения одобрения Совета в отношении направлений переговоров до конца этого года. После этого в ближайшее время начнутся переговоры с российской стороной.
Член Европейской Комиссии, курирующая внешние связи и политику соседства, Бенита Ферреро-Вальднер, сказала: «Россия – стратегический партнер ЕС; мы зависим друг от друга и имеем общие интересы во многих областях, и важно, чтобы это нашло отражение в новом Соглашении. Существуют как возможности, так и нерешенные вопросы, над которыми мы должны работать вместе в целях достижения процветания, мира и безопасности на европейском континенте. Наконец, крайне важно, чтобы взаимная заинтересованность в сотрудничестве в энергетике нашла конкретное выражение в новом Соглашении».
Европейская Комиссия хочет, чтобы новое соглашение базировалось на признании общих ценностей, таких как демократия, права человека и верховенство закона. Комиссия надеется, что в соглашении будут отражены амбициозные задачи политического сотрудничества и совместной работы в сфере внешних связей, эффективных многосторонних отношений, положения относительно борьбы с организованной преступностью, оружия массового уничтожения, миграции и убежища, а также противодействия терроризму. В частности, Европейская Комиссия хочет укрепить взаимоотношения между ЕС и Россией в сфере энергетики на основе взаимности, справедливого и одинакового доступа в условиях равного игрового поля, а также и далее развивать торговые взаимоотношения между ЕС и Россией.
На саммите Россия-ЕС 25 мая с.г. лидеры пришли к соглашению о разработке нового соглашения для замены СПС, первоначальный 10-летний срок которого истекает 30 ноября 2007 года. Европейская Комиссия предлагает, чтобы новое соглашение широко охватывало сферы, в которых за эти годы было налажено сотрудничество, в частности, области, охватываемые дорожными картами общих пространств, принятыми на саммите в мае 2005 года. Лидеры пришли к соглашению о том, что во избежание правового вакуума СПС останется в силе до момента его замены новым соглашением.

Андрей ГОРЮХИН

№3, 2006

№3, 2006