Главная > Дневник событий > Нововведения > Старикам везде у них дорога

Старикам везде у них дорога

image_pdfimage_print

Однако ее могут и ограничить

Трагедия, недавно случившаяся в ФРГ – 80-летний водитель почувствовал себя плохо и, потеряв сознание, въехал в толпу и убил двух пешеходов, – вновь подогрела обсуждение темы о том, до какого возраста можно безопасно водить автомобиль. Как и во всех вызывающих живой интерес дискуссиях, разброс мнений чрезвычайно широк. Оставьте стариков в покое, говорят одни, главную угрозу представляют не они, а лихачи, носящиеся не разбирая дороги. Отобрать у них права – и точка, старикашки и ходят-то с трудом, куда им за руль садиться, настаивают другие. Пусть лучше каждые два месяца проходят медицинское освидетельствование, чтобы врач определил, в состоянии ли они быть полноценными участниками дорожного движения, предлагают третьи.

Однако эксперты все подобные предложения оценивают как бессмысленные, да к тому же, в значительной степени, противоречащие действующему законодательству. Водительское лобби – его рупором выступают представители одной из самых массовых организаций страны, Единого германского автомобильного клуба (ADAC) – тоже дает этим предложениям весьма категоричный отпор. «Одно происшествие, даже такое трагическое, как в Зауэрланде, не может быть основанием для того, чтобы без дополнительных причин отобрать права у всех пожилых водителей», – заявил официальный представитель ADAC Максимилиан Маурер. Тем более, что в национальной статистике дорожно-транспортных происшествий возрастная группа «старше 65 лет» ни в каких особенных прегрешениях вовсе не замечена. Куда более тяжелые аварии устраивают начинающие. Правда, даже ADAC не может отрицать того, что в совсем уж старшей возрастной группе число аварий возрастает, приближаясь к показателям новичков.

И все же М.Маурер, от лица своего клуба, в лучших демократических традициях призвал сделать ставку на добровольность, а не на принуждение. «Есть обучающие курсы, предназначенные для того, чтобы освежить водительские навыки, есть тренинги по безопасному вождению. И главное: нельзя забывать, что находится немало пожилых людей, которые сами отказываются от езды, когда перестают чувствовать себя за рулем в безопасности», – подчеркивает он.

А что по этому поводу сообщает всезнающая статистика? А вот что. Люди старше 65 лет составляют в ФРГ примерно 20% населения. Заметим, что слова «человек» и «водитель» в этой стране практически стали синонимами: не умеющих водить машину надо искать днем с огнем. Так вот, на долю указанной категории приходится всего 10% автомобильных аварий.

Конечно, никто не станет оспаривать очевидное: пожилые люди в стрессовых ситуациях быстрее теряют контроль над ситуацией, они значительно чаще молодых совершают ошибки на съездах с автобанов и на поворотах. И еще одна настораживающая цифра: в 2007 году в 70% ДТП, в которых участвовали «те, кому за 65», виноваты были именно они.

Так значит не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд? Проблема все-таки есть, и ее нужно решать? Во всяком случае, Винфрид Херман, депутат бундестага от партии «зеленых» и эксперт в области транспортной политики, пообещал, что в парламент будет внесено предложение об обязательном проведении тестов на пригодность к вождению для людей старшего возраста. «Между прочим, мы имеем целое поколение людей, которые состарились, сохранив привычку садиться за руль, – сказал он. – И парламенту когда-нибудь все равно придется иметь дело с этой бомбой с часовым механизмом».

Конечно, «зеленые» предлагают посылать на регулярные обследования только тех, кому перевалило за 70, причем подходить к этому вопросу «очень осторожно и сугубо индивидуально», дабы избежать дискриминации по возрасту. «Отбирать у всех права по достижении 75 лет – такое допустить немыслимо», – уверяет В.Херман.

Однако профессор конституционного и административного права в Йенском университете Михаэль Бреннер уверен, что введение обязательных медицинских обследований для пожилых водителей – дело весьма проблематичное с правовой точки зрения. Чтобы ввести особые правила для какой-нибудь категории граждан, нужны серьезные основания. Во всяком случае, Конституционный суд ФРГ определенно придется убеждать в том, что такие тесты не будут дискриминировать старшее поколение граждан. «Для них право на сохранение мобильности имеет высокую ценность», – аргументирует свою позицию ученый.

Другие эксперты тоже соглашаются с тем, что статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям будет явно недостаточно для введения обязательных тестов на «автопригодность». Разумеется, зрение и реакция у ветеранов автомобильного движения уже не те, кто спорит! Но подавляющее большинство из них явно не склонно к бессмысленному риску: они не садятся за руль в дождь или в снегопад, избегают ездить в темноте, выбирают хорошо известные «наезженные» маршруты. Вот и федеральное министерство транспорта ФРГ считает, что возрастные недостатки пожилых водителей с лихвой компенсируются их несомненно большим благоразумием и неагрессивной ездой.

Эгон Штефан из Кельнского университета, специализирующийся на изучении психологии водителя, тоже сторонник дифференцированного подхода. Он предлагает ввести для пожилых особый режим вождения, ограниченный определенным временем или территорией. «К примеру, если водитель-ветеран обостренно реагирует на световую нагрузку, то есть резкий свет встречных авто его сильно слепит, за руль ему можно садиться только в светлое время суток», – считает Э.Штефан. Также можно было бы ограничить зону передвижения пожилых автовладельцев 20-30 километрами от места их проживания, чтобы они «рулили» только по хорошо знакомой местности. «Конечно, для каждого из нас когда-нибудь наступит момент, когда он должен будет сказать себе: все, за руль больше не сажусь. Но его наступление очень сильно зависит от вашей наследственности и образа жизни. Для кого-то это средина седьмого десятка, а для кого-то – 80 с гаком», – полагает психолог.

Андрей ГОРЮХИН

№12(39), 2009