Главная > Дневник событий > Нововведения > Евросоюз обретает собственную дипломатию

Евросоюз обретает собственную дипломатию

image_pdfimage_print

Она может стать самой сильной в мире

Первый в истории Европейского Союза «министр иностранных дел» этого интеграционного объединения – им стала британка Кэтрин Эштон – будет опираться в своей деятельности на Европейскую службу внешних действий (ЕСВД). Сейчас она создается, обещая стать одной из крупнейших дипломатических систем на планете, что соответствовало бы экономическому и внешнеполитическому весу ЕС в современном мире. Словом, ее в таком случае вполне можно будет сравнивать по значению с такими бесспорными достижениями Большой Европы, как образование единого шенгенского пространства и введение евро.

Идея располагать посольствами и собственным дипкорпусом за рубежом упоминается в одной из резолюций, принятой Европейским Парламентом еще в 2000 году. Затем это предложение подхватил Европейский конвент, который в 2002-2003 годах разрабатывал проект несостоявшейся единой конституции Европы. Параллельно и практически постоянно шла дискуссия о том, какой именно должна стать новая служба: единой наднациональной или продолжением нынешней системы, при которой дипломатические полномочия Брюсселя разделяют Европейская Комиссия и Европейский Совет.

Вступивший в силу 1 декабря Лиссабонский договор предусматривает, что ЕСВД будет «средним арифметическим» между первой и второй моделями. Она объединяет и внешние функции Европейского Совета и Еврокомиссии, и дипломатов каждой страны ЕС. Подчинена новая структура Высокому представителю Союза по международным делам и политике безопасности, который персонифицирует функции, принадлежавшие и Совету, и Комиссии. Это – новый пост министра иностранных дел «двадцати семи», портфель которого достался госпоже Эштон, прежде отвечавшей в Еврокомиссии за вопросы торговли.

Планируется открыть посольства примерно в 130 странах, где будут работать более 6,5 тысяч дипломатов, представляющих Еврокомиссию, Европейский Совет и страны-члены Союза. Пропорция каждой из этих составляющих – предмет переговоров. Но, судя по всему, на долю Комиссии будет приходиться 30-40% персонала, столько же – на дипломатический корпус стран ЕС, а остальное на Совет. При этом ЕСВД будет особой, полностью автономной структурой с отдельным собственным бюджетом. Кстати, он должен достичь впечатляющей суммы в 50 миллиардов евро на период с 2010-го по 2013 год.

Европейская дипломатическая система обещает стать не только крупнейшей, но и одной из самых сильных в мире. Предполагается, что тщательно отобранные кадры будут работать во всех посольствах, однако с учетом специфики каждой страны: англичане, например, будут командированы, прежде всего, в государства – бывшие британские колонии, французы – в Северную Африку и на Ближний Восток, немцы – в Восточную Европу, а испанцы и португальцы – в Латинскую Америку.

Впрочем, многое зависит от того, каким будет поле деятельности ЕСВД, ведь ее компетенция все еще вызывает острую дискуссию в Брюсселе и отдельных странах ЕС.

Некоторые, прежде всего Великобритания и скандинавские государства, считают необходимым ограничить работу этой службы чисто дипломатическими функциями, чтобы они не занимались ни торговыми, ни консульскими проблемами. В свою очередь, Германия, Италия и Испания выступают за максимально широкую деятельность. Договоренность по этому вопросу в Брюсселе стремятся достичь не позднее апреля будущего года, иначе приход консерваторов к власти в Британии может значительно усложнить ситуацию.

В любом случае, странам Европейского Союза и впредь будет требоваться выработка общей позиции по многим вопросам внешней политики. Поэтому России, США, Китаю и другим крупным игрокам мировой сцены предстоит и дальше взаимодействовать с «двадцатью семью» на двусторонней основе.

Александр СОКОЛОВ

№11(38), 2009