Главная > Дневник событий > Нововведения > Кого оросят брызги шампанского?

Кого оросят брызги шампанского?

image_pdfimage_print

Клуб производителей знаменитого вина может расшириться

Отшумели рождественские и новогодние праздники, отпенилось шампанское в бокалах на многих континентах… В минувшие праздники этот напиток был еще более популярным, чем год назад: как свидетельствует статистика, потребление игристого вина растет, по мере повышения уровня благосостояния людей. При этом спрос на высококачественное вино из французской Шампани особенно быстро увеличивается в России, Китае и Индии, чьи экономики в последние годы развиваются стремительными темпами.

Ежегодное потребление французского шампанского в мире – а только вино из Франции, строго говоря, вправе носить такое название – превышает 300 миллионов бутылок. Однако его уже не хватает: земли, пригодные для выращивания соответствующего винограда в регионе Шампань, сегодня используются на 98%. Согласно закону от 1927 года, 33,5 тысячи гектаров там распределены среди 319 коммун. Многие французские виноделы и другие фермеры, оказавшиеся за пределами «золотой зоны», требуют теперь изменения закона и расширения контролируемой зоны, что позволило бы многим жителям Шампани резко улучшить свое благосостояние. За это высказался также влиятельный во Франции Всеобщий профсоюз виноделов. Если проект получит одобрение, то это будет означать крупнейшее расширение местных виноградников за последние 80 лет.

Во избежание ухудшения качества шампанского, для включения новых земель в зону производства знаменитого напитка предстоит проделать большой объем разнообразной работы. Под руководством Национального института происхождения и качества вин, независимые эксперты – агрономы, географы, историки, биологи – тщательно изучили участки, которые достойны включения в зону производства, и составили секретный список из примерно 40 коммун. В марте этот список будет обнародован. Затем Государственный совет рассмотрит полученные данные, после чего состоится публичное обсуждение вопроса. Все это потребует немало времени. В целом, речь идет не о месяцах, а о годах, поскольку немало лет потребуется для выращивания виноградной лозы. Так что первые бутылки с шампанским из погребов на новых участках будут извлечены не ранее, чем лет через пятнадцать… А тем временем, потребительский рынок стремятся заполнить производители более дешевых игристых вин.*

Но владельцы прилегающих к винодельческой зоне земель уже потирают руки: цены на каждый квадратный метр здесь скоро взлетят до небес. Зато крайне недовольны те собственники, чьи участки не будут удостоены чести включения в контролируемую зону производства шампанских вин, и они останутся за дверями эксклюзивного клуба производителей знаменитого игристого. Еще бы, ведь ферма, выращивающая подходящий виноград для дорогого шампанского, в среднем в 200 раз дороже аналогичной, но производящей, например, злаковые культуры!

Как изменится карта местности, откуда поставляется знаменитое во всем мире французское шампанское, приносящее ежегодно около 6 миллиардов долларов дохода? Это станет известно в марте, хотя и не окончательно – возможны обвинения экспертов и властей в необъективности и предвзятости, а также попытки опротестования решений через судебные органы. Между тем, нехватка вин из Шампани и цены на него, несомненно, будут расти.

Александр СОКОЛОВ

* Итальянские производители более дешевых, нежели шампанское, игристых вин не сидят, сложа руки. В 2003 году к северу от города Венеции создана еще одна «зона просекко» (от названия местного сорта винограда). Власти оказывают финансовую помощь здешним фермерам. Между тем, за последние 15 лет производство этого вина удвоилось и в 2007 году достигло около 50 миллионов бутылок.
Любопытно, что в то время как потребление обычного сухого вина в Италии и других странах Западной Европы постепенно сокращается, популярность игристых напитков растет, особенно в Германии, Великобритании, а также в США. Итальянцы уверены, что их «просекко» обречен на завоевание европейского рынка, ведь, по их мнению, бутылки шампанского будут все чаще открывать лишь в особых случаях в жизни людей, а итальянское вино на это не претендует. Кстати, и производители шампанского, видимо, пока не озабочены конкуренцией – они не предпринимают попыток приобрести какую-либо компанию, выпускающую игристые вина.

№1(18), 2008

№1(18), 2008