Главная > Дневник событий > Нововведения > Закон принят, проблемы остались

Закон принят, проблемы остались

image_pdfimage_print

Европейский Парламент проголосовал за то, чтобы на всей территории ЕС был установлен определенный минимальный стандарт дополнительных пенсионных прав. Внешне задача, которую хотели решить таким способом, выглядела чрезвычайно заманчиво. Предложение Европейской Комиссии предусматривало твердое правило: человек, переходящий на новую работу, сохраняет все свои прежние пенсионные права вне зависимости от того, переезжает ли он в другой город в пределах одного государства или вообще перебирается в иную страну Союза.

Однако, надо сразу заметить, что внешне логичное предложение, способное дополнительно содействовать высокой мобильности трудовых ресурсов, которой так долго добивается ЕС, не выдержало столкновения с реальностью. Парламентарии, вероятно, более детально знающие ситуацию в своих странах, «подкорректировали» предложение исполнительного органа ЕС до такой степени, что многие эксперты полагают: новая норма окажется холостым выстрелом.

Возможно, это некоторое преувеличение, но то, что законодатели изрядно «разбавили» документ, никем не оспаривается. Их аргумент: в первоначальном виде у него не было шансов пройти через мелкое сито единодушного одобрения всеми 27 странами.

Что же вызвало особенные споры? Во-первых, это проблема вестинга – наделения работника правом получения выплат из пенсионного фонда даже в том случае, если он уволится из компании до достижения пенсионного возраста. Сейчас такое принято далеко не во всех странах Союза. Скажем, во Франции или Португалии на вестинг в подавляющем числе случаев могут рассчитывать только те, кто покидает рабочее место по возрасту, а всех остальных, как говорится, просят не беспокоиться.

Тем не менее, введение такой нормы принятый парламентом проект все же предусмотрел, хотя и с отсрочкой в пять лет. Лучше поздно, чем никогда.

Но вот с признанием «портативности» пенсионных прав дело обстоит сложнее: законодатели не рискнули одобрить это предложение Европейской Комиссии. Причем, речь идет даже не о переезде из страны в страну, а о переходе от одного работодателя, где у работника был вестинг, к другому, у которого это не предусмотрено. Законодатели мотивировали свою позицию тем, что, скажем, в Финляндии и Испании сейчас невозможен трансфер негосударственных пенсий, то есть выплат ушедшему работнику из пенсионного фонда организации-работодателя, сформированного на основе отчислений самих сотрудников. А вот в Дании, Швеции, Ирландии и Италии в пределах страны это осуществить можно. Зато трансграничный трансфер невозможен и там: этому препятствует налоговое законодательство.

Словом, различия в пенсионных законодательствах стран ЕС не удастся сгладить одной директивой. Эксперты указывают, что действие нового закона будет весьма различным – в зависимости от порядков, царящих в каждом государстве. К примеру, в Швеции около 75% всех занятых в возрасте от 20 до 64 лет пользуются профессиональными пенсионными схемами, а в Польше таких людей трудоспособного возраста насчитывается аж… 0,6%. Вот и попробуй тут сблизить уровни развития социальных структур...

Андрей ГОРЮХИН

№7(13), 2007

№7(13), 2007