Главная > Дневник событий > Нововведения > ФРГ: на пенсию – в 67!

ФРГ: на пенсию – в 67!

image_pdfimage_print

Германия не хочет быть «республикой пенсионеров»

Демографический тупик, в котором все прочнее застревает современная Германия, побуждает власти идти на весьма непопулярные меры. Например, такие, как повышение пенсионного возраста с нынешних 65 до 67 лет. Правительственный проект, вызвавший резкое неприятие профсоюзов – как их руководства, так и рядовых членов – был, тем не менее, принят большинством в бундестаге. То, что на это пошли христианские демократы, совсем неудивительно: они всегда защищали интересы работодателей. Но вот социал-демократам, столь же традиционно опирающимся на профсоюзное движение, согласиться на это было куда сложнее. И тем не менее…

Франц Мюнтеферинг, ведущий в берлинском кабинете министров социальные вопросы, естественно, всеми силами защищал свое детище. «Сегодняшнее решение правильно. Нет никаких причин пугать жителей Германии», – утверждает он. Ну что же, статистика и в самом деле не противоречит его позиции: ожидаемая продолжительность жизни в Германии ныне действительно высока как никогда, а продолжительность рабочей недели значительно меньше, чем несколько десятилетий назад. Упирают власти и на то, что вводиться эта норма будет поэтапно для разных возрастных категорий работников, и процесс растянется на длительное время – с 2012 по 2029 год. Все родившиеся в 1964 году и позже полностью подпадут под действие нового закона.

Исключение будет сделано только для тех, кто станет выплачивать пенсионные взносы (в ФРГ пенсия формируется сейчас из взносов работодателя и работника, вносимых поровну, и составляет 19,5% брутто-заработка) на протяжении 45 лет. Такие «пахари» по-прежнему смогут уйти на покой в 65 лет. Авторы проекта утверждают, что пенсии вырастут в результате реформы до 19,9%. Но работники от этой перспективы почему-то в восторг не приходят…

Новый закон позволит также завершить трудовую биографию в 63 года. Но только, если у вас за плечами 35 лет выплаты взносов (другими словами, трудового стажа), и вы согласны получать пенсию примерно на 14,5% меньше.

Вот так все это выглядит, что называется, на бумаге. А что будет в жизни? Вот тут свое слово и говорят профсоюзные активисты, не понаслышке знающие, во что все это может воплотиться в действительности. А вы пробовали найти работу, если вам больше 50-ти? – спрашивают они у сторонников проводимых преобразований. Или вам неведомо, что 4 из 10 германских предприятий людей такого возраста на работу просто не берут? И постараются не брать впредь, предпочитая им более молодых. А у ветеранов появится отличный шанс пополнить армию безработных, которая и так в Европе довольно велика.

А слышали ли авторы проекта о том, что для людей некоторых профессий просто немыслимо вкалывать до такого возраста? Можете вы себе представить каменщика или кровельщика, который и в 65 лет будет скакать по строительным лесам как молодой? А ведь похожих профессий не так уж мало!

В крупных концернах, располагающих сильными юридическими службами, людей старшего возраста всеми правдами и неправдами выдавливают с рабочих мест. Скажем, в таких фирмах как БАСФ и «Дегусса», по утверждению профсоюзов, успешно избавляются от 80% людей предпенсионного возраста – с соответствующими материальными потерями для тех, кого, по сути дела, изгнали из профессии.

В общем, в словах Михаэля Зоммера, руководителя крупнейшего профсоюзного объединения ДГБ («Дойче геверкшафтс бунд»), назвавшего авторов закона «социальными пироманами», определенная доля истины все же есть.

Сможет ли поправить ситуацию «Инициатива 50 плюс», тоже разработанная министерством Ф.Мюнтеферинга? Пока сказать трудно. Тем более что в этой программе ставится задача повысить занятость людей старше 55 лет на 5 процентных пунктов – до 60. Придется всерьез ломать сопротивление работодателей. А ведь даже взятый за ориентир показатель говорит о том, что для 40% людей старшего возраста после 55 лет работы не найдется. А до искомых 67, между прочим, им еще ждать долгих 12 лет…

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№3(9), 2007

№3(9), 2007