Главная > Дневник событий > Персона > Новый дирижер европейского оркестра

Новый дирижер европейского оркестра

image_pdfimage_print
«Президент» Европейского Союза Херман Ван Ромпей является признанным мастером компромисса. Возглавляя правительство Бельгии, он приобрел неоценимый опыт урегулирования политических споров.

Европейский Совет возглавил политик, имя которого нечасто мелькало в СМИ. Какие именно качества обеспечили ему поддержку лидеров европейского сообщества? Об этом и о некоторых других аспектах политической карьеры Хермана Ван Ромпея в интервью радиокомпании «Голос России» рассказал Марк Энтин, директор Европейского учебного института при МГИМО.

«Первым Председателем Европейского Совета избран премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей. Это кульминация карьеры бельгийского политического деятеля, колоссальный успех. Понятно, что речь идет не о президенте Европейского Союза. Европейский Совет – это институционализированный саммит глав государств или правительств стран Европейского Союза, и речь идет о его председателе. Но пока реакция на избрание Хермана Ван Ромпея неоднозначна».

Почему реакция неоднозначна?

«До последнего момента продолжались дебаты относительно того, какой Председатель Европейского Совета нужен интеграционному объединению. За ними следили и внутри Европейского Союза, и в других странах, и в международных организациях. Борьба между двумя мнениями заключалась в том, должен ли это быть лидер, который самостоятельно олицетворяет Европейский Союз, или фигура, которая «стягивает» Европейский Совет, которая помогает работать Европейскому Совету лучше, эффективнее».

Какой фигурой в данном случае оказался Херман Ван Ромпей?

«Давайте посмотрим на политическую карьеру и политическое лицо премьер-министра Бельгии, и мы сможем получить ответ на этот вопрос. Это человек, который получил поддержку Франции и Германии. «Тяжеловесы» Европейского Союза обеспечили его избрание, и естественно, он будет опираться на их поддержку и в дальнейшем.

Он христианский демократ. Христианские демократы сейчас имеют большинство в партийной системе Европейского Союза, они выиграли последние выборы в Европарламент. Вот эта связка с политическим большинством работает на единство Европейского Союза. Хотя, по негласному распределению постов, в Европейском Союзе и между Евроатлантическими организациями всегда сохраняется баланс политической ориентации. Вполне естественно, что Высокий представитель по международным делам и политике безопасности Европейского Союза, то есть фактически министр иностранных дел Европейского Союза, – это баронесса, которая стремительно поднялась в лейбористской партии Великобритании и олицетворяет левоцентристское крыло политической и партийной системы Европейского Союза».

Пригодится ли Херману Ван Ромпею опыт работы в качестве премьер-министра Бельгии на новом, более высоком посту?

«Как прописаны полномочия председателя в Лиссабонском договоре, в том договоре, который стал Конституцией Европейского Союза с 1 декабря текущего года? Он организует работу Европейского Совета и способствует достижению взаимопонимания между государствами-членами, работает на консенсус, на принятие таких решений, которые бы удовлетворяли всех. По определению, это чрезвычайно сложно, легче искать консенсус среди 12, среди 15 членов. Когда их стало 27 и вырастет где-нибудь до 30 в ближайшее время, – это чрезвычайно сложно. Необходим человек, у которого есть опыт и призвание к этому.

Политическая ситуация в Бельгии в какой-то степени является отражением того, что происходит в Евросоюзе в целом. Необходимо искать компромисс между этническими, культурными и политическими частями страны для того, чтобы центробежные тенденции не взяли верх. Ещё некоторое время назад в Бельгии была обстановка политического маразма: неспособность сформировать правительство, жесточайшие споры между валлонами и фламандцами, между различными политическими и партийными группами. Херман Ван Ромпей оказался объединительной фигурой у себя в стране и смог, естественно, временно и в определенных рамках, но нормализовать ситуацию. Того же, по всей видимости, ждут от него и в Европейском Союзе.

Он занимает совершенно четкую позицию и в отношении экономической проблематики. Исходя из того, что финансовая система требует порядка, что недопустима ситуация, когда запускается инфляция и происходят финансовые спекуляции, в Бельгии он позаботился о том, чтобы бюджет был сбалансированный. Того же самого он будет добиваться и в рамках Европейского Союза».

Какие моменты следует учитывать российским дипломатам, выстраивая отношения с этим государственным деятелем?

«В мире этого человека знают пока мало и недостаточно – скоро узнают в гораздо большей степени. Это компромиссная фигура, но компромиссная фигура, которую активно поддержали в рамках Европейского Союза. У него за плечами богатейший опыт, опыт нахождения компромисса, опыт объединения различных политических формирований. Все эти ингредиенты нам нужно будет учитывать, обустраивая отношения с Европейским Союзом. С одной стороны, его избрание не означает, что он будет олицетворять собой Европейский Союз. Но в то же время это тот человек, добрые, ровные, близкие отношения с которым могут стать залогом хорошего взаимодействия с Европейским Советом, с лидерами Европейского Союза, с нормально функционирующим механизмом этого интеграционного объединения».

Нина КАЙШАУРИ, РГРК «Голос России»

*1 Интервью директора Европейского учебного института при МГИМО (У), профессора М.Л. Энтина РГРК «Голос России» 20 ноября 2009 года: http://rus.ruvr.ru/2009/11/20/2365498.html

№11(38), 2009