Главная > Дневник событий > Персона > Ирландскому премьеру не хватало денег на развод

Ирландскому премьеру не хватало денег на развод

image_pdfimage_print

Первый и пока единственный политик в истории Ирландии, которому удалось трижды стать премьер-министром, Берти Ахерн покидает разом два своих высоких поста: лидера партии «Фианна фойл» и главы кабинета. Всему виной – запутанные отношения с женщинами, что не довело Берти до добра.

В середине 1990-х годов Берти Ахерн вовсю напрягался, чтобы оплатить дорогостоящих адвокатов, обслуживавших его интересы при мучительном бракоразводном процессе. Верится легко. В ригористки католической Ирландии распад семьи, воспринимаемой здесь как «ячейка государства», по меньшей мере, как ячейка традиционалистского общества, – дело не просто хлопотное, но и трудоемкое. А главное, требующее немалых финансовых затрат. Что и заставило Ахерна занять денег у друзей-бизнесменов. Сейчас он говорит, что собирался отдать все до последнего цента.

Как выяснилось, долг не стал платежом красен. Берти Ахерн утверждает, что приятели просто отказались брать назад свои деньги. Увы, на поверхности и на поверку история выглядит иным образом. На счет Берти Ахерна в AIB-банке, а он в ту пору занимал видное положение – мэра Дублина, была положена крупная сумма. За 13 месяцев с 1994 по 1995 год, в целом, по признанию Берти Ахерна, он получил наличными 68 тысяч фунтов стерлингов.

Упоминаются в этой связи два действующих лица и исполнителя. Бизнесмен из Манчестера Майкл Волл, доставивший приятелю-градоначальнику 28 тысяч фунтов стерлингов, и мисс Селия Ларкин, которая положила эти деньги на банковский счет человека, которого она называла просто Берти. С этого места можно и поподробнее. Роман их был вялотекущий, длился лет 15, причем искренне влюбленная в него Селия все эти годы надеялась, что Берти свяжет свою судьбу с ней в полном соответствии с матримониальными канонами. Увы, она так и осталась всего лишь хорошей подругой.

Ирландец до мозга костей, изыскано ироничный Оскар Уайльд однажды заметил: «Мужчина и женщина могут быть друзьями только после того, как они были любовниками». Когда же Селия осознала всю тупиковость их легковесных взаимоотношений, она удалилась от светской жизни, стала почти затворницей. И тут ее затребовали на судебные слушания, где Селии пришлось думать над ответом на щекотливый вопрос: «Как же, Вы, милочка, не помните день, когда сняли со счета своего друга деньги и прогуливались по О'Коннел-стрит c 50 тысячами фунтов наличными?»

Нечего удивляться, что оппозиция и пресса вцепились в ляжку Берти Ахерна с упрямством английского бульдога и с ирландской лихостью. Забыты были все заслуги этого незаурядного политика. И то, что он провел усекновение безработицы, создав новые рабочие места в стране, прозванной за свой динамичный экономический рост «кельтским тигром». И то, что за долгие десятилетия, если не сказать столетия, именно при его правлении иссяк и пересох поток ирландцев, уезжающих на заработки и на ПМЖ за рубеж. И то, что именно Берти Ахерн стал спонсором ключевого Соглашения Страстной пятницы, позволившей перевести конфликт в Северной Ирландии из категории военного конфликта в русло политического спора.

Впервые «Тефлоновый Тишек» (Тишек, то есть Taoiseach, что на гэлльском означает вождь, а на политжаргоне – премьер-министр) почувствовал себя неуютно. К нему прилепили эпитет «тефлоновый» из-за того, что за многие годы, проведенные во власти, он почти не запятнал себя недостойным поведением. Если не считать брошенной им Селии Ларкин. И вот сейчас, взвесив все шансы на выживание, Берти Ахерн принял непростое решение уйти подобру-поздорову, уменьшив объем бросаемой в его имя грязи.

«Шерше ля фам»… Исполины оказываются колоссами на глиняных ногах, если не могут разобраться в крепости матримониальных уз. Как заметил все тот же язвительный Оскар Уайлд, Misunderstanding is the proper basis for marriage, или «Недопонимание – наилучшее основание для брака».

Владимир МИХЕЕВ

№4(21), 2008

№4(21), 2008