Главная > Финансы & банки > Опыт > А по земле все же удобнее!

А по земле все же удобнее!

image_pdfimage_print
Европейская Комиссия приняла решение: с 2010 года все пассажирские перевозки в странах ЕС будут либерализованы. А значит отныне, во всяком случае – теоретически, любая железнодорожная компания в любой из 27 стран Союза может предлагать пассажирам свои услуги.

Но уже сейчас можно смело сказать, что для большинства путешествующих по Старому Свету на приличные расстояния особенно интересны будут предложения группы компаний, объединившихся под названием «Рэйлтим».

Что скрывается за этим именем? Семь крупных перевозчиков, эксплуатирующих высокоскоростные (более 200 километров в час) пассажирские поезда. Сеть, соединяющая 140 городов Европы. Раскроем инкогнито участников: «Дойче бан» (Германия), SNCF (Франция), SNCB (Бельгия), «Хайспид» (Нидерланды), OBB (Австрия), SBB (Швейцария) и «Юростар» (Великобритания/Франция/Бельгия).

По образцу альянсов, заключаемых различными авиакомпаниями, участники «Рэйлтим» координируют свои сервисные и бонусные программы, особенно выгодные для тех, кто много пользуется железнодорожным транспортом. Сейчас протяженность сети скоростных железных дорог составляет свыше 5 тысяч километров, за этот год должна прибавиться еще тысяча. К 2020 году «Рэйлтим» обещает сделать ее втрое длиннее.

Все это можно расценивать как открытое объявление войны авиаперевозчикам, весьма избаловавшимся за долгие десятилетия господства на рынке дальних пассажирских перевозок. Причем, первые жертвы – среди авиакомпаний – есть уже сейчас. Например, «Джермануингз» убрала из расписания рейсы между Штутгартом и Парижем, не выдержав конкуренции с железнодорожниками. «Эр Франс» сильно уменьшила число рейсов между Парижем и Страсбургом, а по маршруту Париж-Брюссель отказалась летать вообще.

Скоростные поезда выигрывают у самолетов по трем показателям. Первый – цена. К примеру, из центра Франкфурта-на-Майне до центра Парижа вы можете сейчас доехать на поезде за 59 евро. Билеты на самолет начинают предлагать примерно со 100 евро, да еще около 25 евро обойдется такси от аэропорта.

Второй показатель – нагрузка на окружающую среду. Пассажир поезда, идущего по маршруту Париж-Брюссель, «добавит» в атмосферу примерно 10 килограммов двуокиси углерода. Авиапутешественник, следующий тем же курсом – в четыре с половиной раза больше, 45 килограммов. Для европейцев с их высоко, порой даже чрезмерно развитым экологическим сознанием, это существенный аргумент.

Ну и, наконец, третий показатель – время. Испанская компания AVE довезет вас от Мадрида до Барселоны (630 километров) за два с половиной часа. Вы можете возразить: самолет-то долетит быстрее.

Да, «Иберия» преодолеет это расстояние за 70 минут. Добавьте к ним еще полчаса, необходимые для того, чтобы добраться на такси до мадридского Барахаса и примерно столько же до барселонского аэропорта. Получается практически так на так?

Если бы! А нудная очередь к стойке регистрации на рейс? Можно сделать это самому через расставленные повсюду терминалы? Согласен, привычный человек это легко осилит, а новичок может устроить такой затор, что мало не покажется. Летали, знаем.

А сдача - получение багажа? А многочисленные меры безопасности, собирающие перед металлоискателем толпу босых людей, двумя руками поддерживающих предательски сползающие штаны? А перетряхивание шампуней, спреев и маникюрных ножниц? Все словно специально придумано для того, чтобы отбить всякое желание столкнуться с этой заботой о вашей безопасности хотя бы еще раз.

Нет, вы как хотите, но, по моему глубокому убеждению, при путешествиях на расстояние до тысячи километров самолет уже сейчас не выдерживает никакой конкуренции с поездом. Именно поэтому давайте и взглянем повнимательнее на компании, объединившиеся в «Рэйлтим»: уверен, вы будете слышать о них все чаще.

«Дойче бан», кроме, разумеется, внутригерманских перевозок, может предложить около двух сотен маршрутов, ведущих во многие десятки европейских городов Франции, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии. В вагонах предусмотрены «тихие» зоны, есть детские отделения. Разумеется, прицепляют и вагон-ресторан, а если вы решитесь на путешествие в первом классе, то стол накроют прямо в вашем купе. Удобство заказа и приобретения билетов – отдельная тема.

Французские Тэ-Жэ-Вэ на некоторых участках носятся с трудно представимой скоростью более 300 километров в час. Но пассажиры любят и ценят их не только за это: расстояние между рядами сидений составляет в них 92 сантиметра, на целых 20 сантиметров больше, чем в самолете. Пустяк? Но тот, кому часами приходилось вертеться как ужу на сковороде, потому что некуда девать ноги, меня сразу поймет. К тому же, к концу нынешнего года время поездки из Амстердама или Кельна до Парижа составит три с четвертью часа, а из тех же городов до Брюсселя – 1 час 45 минут.

Испанская железнодорожная компания «Ренфе» располагает 70 сверхскоростными поездами, связывающими 14 городов. Между прочим, даже в туристическом, то бишь втором классе, расстояние между сиденьями 91 сантиметр! Что уж говорить про «преференте», где оно и вовсе 96 сантиметров. Просто невиданный простор.

Итальянская компания «Трено альта велочита» обслуживает маршруты Флоренция-Рим и Рим-Неаполь, а на севере страны курсирует между Турином и Новарой. В этом году начнет добираться до Милана. Также готовится к открытию и маршрут Милан-Болонья, обещано ввести его в эксплуатацию в декабре этого года. На очереди маршрут Болонья-Флоренция.

Александр ВАРВАРИН

№4(32), 2009