Главная > Финансы & банки > Опыт > Вот такая по-настоящему земная солидарность

Вот такая по-настоящему земная солидарность

image_pdfimage_print

Грустная вроде бы притча

Это история про то, как «дружно» живут на нашей планете крупнейшие державы и группы государств – Штаты, Китай, Европейский Союз, Россия, арабские страны. Как «хорошо» ладят между собой их правители. Но начинается она издалека.

Сверхсекретное конструкторское бюро надежно упрятали. Его тщательно укрыли от чужих глаз где-то в самом таежном углу Западной Сибири. Во избежание утечки, даже название ему давать не стали. Так, одну букву – литеру Н.

Это уже сотрудники и обитатели КБ впоследствии переиначили загадочную аббревиатуру на свой лад. Одни дали ему грозное имя «Непобедимый», намекая на то, что не бирюльками в нем занимаются. Еще бы: если «ковать щит Родины» по-настоящему, без дураков, а кого-кого, но дураков в Бюро отродясь не водилось, ни на какое другое название размениваться не стоило.

Другие уверяли, что лучше имени «Надежда» никто никогда ничего не придумал. Выше него, светлее и трепетнее ничего и быть не может. Оно Бюро подходит гораздо больше. Ведь настоящая миссия проекта состоит в том, чтобы объединить жестокое, злопамятное и завистливое человечество вокруг одного великого начинания.

Третьи настаивали на том, что секретное название, данное КБ, – «Ной». Строящийся ими гигантский космический корабль действительно чем-то очень напоминал его легендарный ковчег. Он был немыслимых размеров. А по своему технологическому уровню на многие поколения обгонял соперничавшие с Советским Союзом иные человеческие цивилизации. Очень скоро все Бюро, со всем оборудованием, скарбом и постройками перебралось в один из его отсеков. Другие были отданы под мощнейшие комплексы воспроизводства земной флоры и фауны, хранения и генерации знаний, до сих пор накопленных человечеством. В том числе и в первую очередь, о самом себе и своей предполагаемой истории.

И все приверженцы одного или другого имени, которым они наградили Бюро, были по-своему правы. То, чем они занимались в КБ, отвечало каждому из этих названий. Но только последние оказались провидцами. Созданный ими «Левиафан» унес к звездам целый кусок Земли с представителями всех его обитателей. Ведь строил его классически интернациональный коллектив. Тогда, начиная с 1940-х, и потом в 1960 – 1980-е годы, среди мировых светил, выдающихся конструкторов и ученых первой величины было так естественно придерживаться традиций, свойственных рыцарям и бессребреникам. Многие из них, выходцы из Штатов, Китая, крупнейших европейских научных центров, а также, конечно же, стран Азии, Африки и Латинской Америки, тайно перебрались в СССР и, в конечном итоге, оказались на корабле.

Возможные последствия политики перестройки для них и их советских коллег, которые ею какое-то время наслаждались, не были тайной за семью печатями. Они ими легко просчитывались. В будущем, которое они ожидали с острой горечью и сожалением, настоящие ученые, мастера своего дела читали как в открытой книге. Они знали, что за первоначальной эйфорией последуют кризис надежд, разочарование и дестабилизация.

Внутри страны и всего социалистического лагеря игра по новым, никому не понятным правилам, приведет к апатии, дезориентации и борьбе за лидерство, а, в конечном итоге, к полному развалу. Власть пойдет на опрометчивые, плохо выверенные шаги, логическим завершением которых станет ее дезинтеграция, сдача позиций, пораженчество, распад правящих элит на обособленные кланы, предательство прошлых идеалов, всего того, во что верили, ради чего жили и боролись целые поколения.

Их внешним выражением станет исчезновение биполярного мира и отказ от исчерпавших себя форм противостояния. Они уйдут в прошлое. Флагманы социалистического лагеря – Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского договора (поскольку названия сейчас полностью вышли из употребления, они приводятся полностью) будут распущены. Новая расстановка сил на планете некоторыми будет опрометчиво принята за всеобщее единение, за своего рода «конец истории».

На самом деле она окажется крайне опасной. Мечтам о просвещенном правлении и уважительном отношении друг к другу не дано будет осуществиться. Вскоре выяснится, что прежние хищнические, стяжательские установки поведения никто и ничто больше не ограничивают. Утрата сдержек и противовесов в мировой политике и глобальная безответственность повлекут за собой бесконечную череду войн, локальных конфликтов, гуманитарных катастроф. Создававшиеся с таким трудом режимы ограничения стратегических и обычных вооружений будут разрушены. Оружие массового поражения начнет расползаться по планете. Настанет эра природных и рукотворных кризисов, которые, как в системе сообщающихся сосудов, начнут, будто цунами, прокатываться по планете.

Эксплуатация человека человеком, жажда наживы, потребление как единственный идеал и свободное времяпровождение, откровенный цинизм во всем, промывание мозгов, преследование инакомыслия, наиболее мерзкие формы «политической корректности», всепроникающая пошлость, безнравственность и декадентство станут отличительными чертами эпохи.

Примерно все так, если смотреть на случившееся их глазами, и произошло. Но сотрудники и обитатели КБ выбрали свой путь. Они решили не дожидаться предугаданного ими развития событий, против которого всё в них мучительно восставало. Скрытно, как и все, что они делали, не запрашивая чьей-либо санкции, тем более что давать её всё равно было уже некому, они стартовали в открытый космос и затерялись в нём.

Их исчезновение прошло незамеченным. Тех, кому было положено знать о них, в живых не осталось. Тем, в чьи обязанности входило зафиксировать их старт и поднять тревогу, подобное было откровенно не по плечу. Ведь по своей технической вооруженности гигантский космический корабль намного опередил их время.

Почти сразу после старта новый «Ноев ковчег» зажил привычной рабочей жизнью. Каждый человек на нем был при деле. Все прекрасно знали свой маневр. За годы, ушедшие на строительство корабля, его отладку и испытания, распорядок на нем и все команды были отточены до мелочей. Неожиданности были сведены к минимуму.

Звездолёт быстро достиг расчетной скорости и без проблем двигался в заданном направлении. Солнечная система осталась далеко позади. Прямо по курсу лежали неисчислимые открытия и манившие экипаж невиданные миры.

Неожиданности пришли, однако, откуда их совсем не ждали. На Земле до сих пор считают, что, по мере приближения к субсветовой скорости для тех, кто с ней движется, время должно замедляться, по сравнению с тем, в котором живут те, по отношению к кому наблюдаемый объект перемещается. Свято веря знакомой с детства теории относительности, звездолетчики и их семьи без тени сомнений готовили себя к тому, что за годы, которые они проведут в полете, на родной планете промчатся века, а то и тысячелетия. Оказалось же всё не совсем так при осцилляциях вокруг скорости света. Проводившиеся ранее безупречные эксперименты, вроде бы, подтверждавшие теорию, как выяснилось, совершенно неверно истолковали. За месяцы, проходившие в солнечной системе, на корабле проносились целые жизни, сменялись поколения.

Материнская цивилизация на Земле еще только с трудом перешагнула шальные 1990-е и начала приспосабливаться к потрясениям XXI века, а для ее отдаленных потомков уже наступило двузначное по счету тысячелетие самостоятельного существования. Выпестованная первыми составами звездолета земная цивилизация-бета далеко рванула в своем развитии. Шаг за шагом ей удалось сделать многое из того, о чем мечтали легендарные создатели космического корабля, давно превращенного в лелеемый и почитаемый всеми музей.

Гармоничное общество активных индивидуумов, вовлеченных в принятие и осуществление публичных решений, затрагивающих все уровни управления, и интеллектуально однородный социум были построены. Биологические возможности человека серьезно увеличивать свои умственные и физические способности, останавливать старение, регенерировать внутренние органы и части тела и спокойно себя чувствовать в самых различных средах – многократно расширены. Энергия черных дыр, гравитационные взаимодействия и осцилляции вакуума – взяты под контроль. Сверхбыстрые перемещения по стрингам, складкам пространства-времени и его квантовым пустотам – превращены в неотъемлемую часть жизни.

На полпути к центру галактики земная цивилизация-бета отыскала пригодные для жизни планеты и звездные системы и освоила их. А чуть позже запустила процессы колонизации и других миров.

Единственно, в чем наследники КБ «Непобедимый», решили себя ограничить, так это в посещении материнской планеты. На полеты к Земле было наложено жесткое табу. До 2009 года по земному времени оно строго соблюдалось. Но к концу десятилетия ситуация там начала вызывать у них растущую озабоченность.

В результате финансовых махинаций, в механизме которых они не сразу разобрались, с планетарным рынком (мировым – по земной терминологии) случилось нечто совершенно иррациональное. Поведенческие установки хозяйствующих субъектов резко поменялись. Вера в привычные причинно-следственные экономические связи, на которой все строилось, растворилась в воздухе. Потребление товаров и услуг на порядок упало. В отсутствие заказов заводы и фабрики встали. Миллионы трудящихся, белых и синих воротничков и даже ученых и учителей по всему свету были выброшены на улицу. Многие именитые и, казалось бы, вполне преуспевающие фирмы с мировым реноме разорились. Не говоря уже про мелкие и средние предприятия. Вспыхнули волнения.

Больнее всего, как водится, кризис ударил по наиболее бедным странам и инерционно развивающимся рынкам. Часть из них была поставлена на грань банкротства. Правительства ведущих держав на словах выступили за принятие согласованных мер. Последовала череда широко разрекламированных и фетишизируемых форумов на высшем уровне. В действительности же они, в том числе под давлением всевозможных лоббистов, занялись столь милым их сердцу ничем не обузданным протекционизмом.

Вслед за торговыми, начались войны за обладание ресурсами и доступ к ним, за передел власти, рынков и сфер влияния. В конце концов, положение настолько обострилось, что земная цивилизация-бета сочла своим долгом вмешаться.

К Земле был направлен небольшой экспедиционный корпус, которому дали простой и логичный, но столь сложный для исполнения наказ. Ему запретили что-либо делать за «аборигенов». Земляне сами должны были выстрадать новый мировой порядок-бета и механизмы его обеспечения, разумные, прозрачные и простые правила игры, которые все обязались бы соблюдать. Посланцам разрешили лишь выступить гарантом тех договоренностей, которые, с их минимальной посреднической помощью, будут достигнуты.

Что и как делать, однако, было оставлено на их усмотрение. Иначе и быть не могло. На месте всегда виднее. К тому же в состав экспедиционного корпуса, помимо военных, включили экспертов по контактам с молодыми, незрелыми, разобщенными социумами изначально биологического типа, историков гуманоидных и псевдогуманоидных цивилизаций и специалистов по исходным земным культурам.

Результатом их напряженной совместной работы явился План действий по спасению человечества. План был настолько прост и, соответственно, гениален, что с его одобрением ни малейших проблем не возникло. Он был построен на исторических реминисценциях, в которые земная цивилизация-бета в какой-то степени свято верила. По прекрасным светлым книгам и кинофильмам советского периода о Великой Отечественной войне и их многочисленным ремейкам было непреложно известно, что побороть националистические устремления и межнациональные, межгосударственные противоречия народы Земли в состоянии только при одном условии. Чтобы встать плечом к плечу, возродить традиции братства и солидарности, стать лучше, чище и нравственнее, им нужен общий внешний враг.

Вот такого страшного общего внешнего врага и решил разыграть из себя экспедиционный корпус. Подлетев к Земле, он подавил все телеканалы и радиостанции, эксклюзивно устроился в эфире и стал транслировать заранее подготовленное обращение. Причем на всех языках народов планеты, которые интернациональный коллектив КБ бережно передал своим потомкам. Мол, забудьте о независимости, свободах, демократии, правах человека, верховенстве закона и других никчемных и якобы универсальных ценностях. Отныне вы все обращены в рабство. Высший закон для вас – это то, что мы скажем.

Повиновение должно быть беспрекословным. На все страны налагается контрибуция живым товаром, недвижимостью, деньгами, интеллектуальным трудом, индустриальными изделиями и природными ископаемыми в объемах, которые будут согласованы с реальными национальными лидерами и подчиненными им правительствами. Любое ослушание карается сбрасыванием в хронопласты – быстро стареющие альтернативные реальности, не имеющие будущего.

Сбор дани и управление планетой от лица новых властителей поручается наместникам. Их состав предполагается определить с учетом того, кто в состоянии господствовать над остальными – народами второго сорта и проводить в жизнь волю новых хозяев. Ставка будет делаться не тех, кто не боится проливать кровь, обладает необходимой военной, экономической и политической мощью, и способен заставить остальных подчиняться.

Расчет делался на то, чтобы предать анафеме все то, что было для человечества, для его наиболее передовых наций, самым важным и ценным, что они постарались бы защитить и отстоять, во что бы то ни стало. Согласно задуманному сценарию, все ведущие державы планеты и их лидеры, вне зависимости от низменных страстей, которые их противопоставляли друг другу, должны были объединиться и создать единый фронт борьбы против нашествия.

Сопротивление захватчикам в масштабах всей планеты позволило бы создать принципиально новые каналы взаимодействия между людьми и народами и управленческие структуры, а также утвердиться всеобщей солидарности в качестве главной универсальной ценности и основного атрибута новой власти. Экспедиционному корпусу достаточно было бы проследить в дальнейшем лишь за тем, чтобы новые структуры управления превратились в столь нужное Земле мировое правительство, а солидарность была положена в основу его будущей деятельности. На этом его миссия была бы, в принципе, выполнена.

Однако все теоретические построения альтруистов и фантазеров из экспедиционного корпуса вдребезги разбились о правду земной жизни. Вполне естественно, что развитие событий пошло по совершенно иному сценарию.

Первыми на обращение откликнулись американцы. Новая динамичная администрация США не стала долго размусоливать. Представители Белого дома быстренько договорились об аудиенции. На ней они без тени смущения предложили себя в качестве надсмотрщиков за порядком на планете. Мол, в действительности они итак ими давно уже являются, только неофициально. Видимо, пришло время этот статус как-то легитимировать. От этого выиграют все. Инопланетные завоеватели получат то, что им нужно. Штаты утвердят без какого-либо изъятия на планете «Вашингтонский консенсус», только в слегка подкорректированном виде. А все обитающие на ней народы получат, наконец-то, из их рук мир, процветание и благоденствие.

Вслед за американцами в гости к новым хозяевам планеты пожаловали представители Европейского Союза. Выглядели они гораздо менее уверенно, чем тертые калачи из Вашингтона. Всё-таки им надо было создать видимость того, будто бы у них есть соответствующие полномочия, и что ЕС давно уже превратился в истинно глобального лидера, в наиболее передовую и влиятельную сверхдержаву, олицетворяющую собой будущее человечества. А знают или не знают их нынешние визави, как все обстоит на самом деле, судить им было достаточно сложно. Но все их предложения свелись примерно к тому же, что обещали американцы, только в более просвещенной упаковке.

Наиболее приятное впечатление на «пришельцев» произвели вскоре пожаловавшие китайцы. Они ничего не выспрашивали. Не заискивали. Разговор вели уважительно и, в то же время, с чувством собственного достоинства. Мол, все равно, через 15, 50 или 100 лет – не важно: чуть раньше или чуть позже, значения не имеет – вся Солнечная система станет одной Поднебесной империей. Поэтому все дела лучше с самого начала вести с ними. Тогда всё будет рационально, разумно, последовательно и к обоюдной выгоде.

Насколько они просчитались, члены экспедиционного корпуса, на которых так надеялась земная цивилизация-бета, поняли только тогда, когда к ним пожаловали представители Лиги арабских государств, а затем и Исламской конференции. Те долго втолковывали им что-то об исторической справедливости, о том, что с угнетением давно надо было покончить, что жить следует только по истинным заповедям и еще много такого, в чем разобраться они решили на обратном пути к себе.

Их миссия потерпела полное фиаско. Увы, как они убедились, человеческий материал, по сравнению с годами Второй мировой войны и великих иллюзий, стал далеко не тем. До солидарности в возвышенном понимании этого слова и просвещенного правления человечеству было очень и очень далеко. Гораздо дальше, чем тогда. И внешнее вмешательство надо было организовывать, конечно же, совсем иначе.

Но перед тем как переписать свои планы, экипаж нового КБ «Надежда» всё-таки решил переговорить с делегацией России. Та, как водится, запаздывала…

© М.Л. ЭНТИН,
д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

№2(30), 2009