Главная > Открываем старый свет > Девятьсот лет в горах Тродоса

Девятьсот лет в горах Тродоса

image_pdfimage_print

Тродос, мощный горный массив, вознесшийся над западной частью Кипра, скрывает немало сюрпризов, которых не ждет гость острова Афродиты, разнежившийся от неспешного пляжного времяпрепровождения. В калейдоскопической смене ландшафта, погоды, растительности, для которой всего-то и надо, что проделать путь в каких-нибудь полтораста-двести минут, кроется один из секретов привлекательности этого уголка Восточного Средиземноморья. Однако величественными горами, живописными ущельями и тенистыми лесами неожиданности путешествия в горы далеко не исчерпываются.

Здешние леса скрывают «бриллиант в ожерелье церквей», опоясывающем Тродос – Свято-Киккский монастырь Божией Матери, основанный более 900 лет назад. С этим связано удивительное предание.

…Константинопольский наместник Мануил Вутомитис, охотясь на косуль, заблудился в тродосских кедровых лесах и после долгих скитаний на Желудевой горе встретил отшельника Исайю. Властительный муж спросил его, как добраться до жилья, но молившийся старец не ответил. Разгневавшийся правитель не только обругал, но даже и побил Исайю, показавшегося ему строптивцем.

Вутомитис благополучно вернулся домой, но спустя некоторое время внезапно и тяжко заболел. Перебирая свои прегрешения, он вспомнил о том, как безвинно обидел кроткого отшельника и решил извиниться перед ним. Стоило лишь наместнику покаяться, как болезнь покинула его. Обрадованный сановник разрешил Исайе просить любую награду. Можно представить себе потрясение и даже испуг вельможи, когда божий человек попросил его привезти на остров образ Богоматери, написанный еще при ее жизни самим евангелистом Лукой, первым иконописцем и святым покровителем всех изографов. Ведь икона-то висела не где-нибудь, а в покоях императора Алексея Комнина!

Подумайте только, каково было решиться на то, чтобы попросить самодержца расстаться с такой реликвией и разрешить отправить ее в далекие от столицы края?

Однако, собравшись в столицу, Вутомитис взял с собой Исайю, надеясь хотя бы на то, что император прислушается к словам добродетельного старца. В Константинополе они долго ломали голову над тем, как добиться для Исайи аудиенции у всесильного властителя. И надо же такому случиться, что единственную дочь базилевса поразила та же самая хворь, что прежде напала на Вутомитиса. Так у него появилась возможность рассказать Алексею о своем чудесном исцелении и упросить показать дочь старцу. Молитвенное заступничество Исайи поставило девушку на ноги, и счастливый отец велел ему просить что угодно. Отшельник повторил свою просьбу.

Император отправил Вутомитиса с Исайей на Кипр, пообещав прислать образ, но сам принялся тянуть время и искать повод, чтобы не расставиться с реликвией. Он даже пригласил иконописца, чтобы сделать с нее список. Но когда во сне ему явилась Богородица, Алексей понял, что Исайя лишь сообщает всем ее волю.

И тогда он не только повелел с величайшими предосторожностями отвезти икону на Кипр, но и дал денег на создание монастыря, в котором отныне надлежало ее хранить. С той поры, вот уже девять с лишним веков, образ Богоматери, прославленный многими чудесными исцелениями, находится в монастыре, возведенном в том самом месте, где когда-то повстречались Исайя и Вутомитис…

В 1365 году храм, церковную утварь и императорскую грамоту уничтожил огромный пожар, но икона осталась невредимой. Даже когда в 1570 года Кипр почти на триста лет попал под османское владычество и был полностью разграблен – одного только золота и серебра взяли столько, что для его вывоза понадобилось, как рассказывают, 16 верблюдов! – икона сохранилась, и монастырские летописи сберегли свидетельства о многих сотворенных ею чудесах.

В 1795 году лики Богоматери и Богомладенца скрыли от глаз людских специальной пеленой, и с тех пор никто не дерзает взглянуть на них. Сейчас пелену снимают только тогда, когда в особо засушливые годы икону выносят из храма для совершения молебна о даровании дождя. Но и тогда монахи не смеют на нее смотреть, настолько велика святость старинного образа.

Киприоты чтят монастырь еще и потому, что здесь 13-летним послушником начинал свой путь отец современной кипрской государственности – первый президент независимой республики архиепископ Макариос III . Он родился здесь же, в Тродосе, в расположенной сравнительно недалеко деревне Панагия, в бедняцкой семье. В родных краях, в двух километрах от обители, высоко в горах, находится и его могила.

Киккский монастырь всегда был хорошо известен и почитаем во всем православном мире. До 1917 года все российские паломники, направлявшиеся в Святую Землю, делали последнюю остановку на Кипре, и все они считали свои долгом посетить прославленную обитель и взглянуть на икону, два списка с которой, находившиеся в России, были сделаны в XVII веке великим мастером – «царевым изографом» Симоном Ушаковым.

Монастырская церковь – трехнефная базилика, расписанная интересными фресками XVIII века – располагает поразительным иконостасом, где кроме Богоматери Киккотиссы есть еще несколько чудотворных и мироточивых икон. Среди великолепного собрания паникадил, украшающих храм, легко отыскать наших «земляков» – это лишь малая толика множества даров и пожертвований, поступавших в Киккский монастырь из России.

Поистине неоценима роль, которую сыграла обитель в сохранении греческого языка, культурной традиции и исторической памяти народа, долгие годы вынужденного жить под иноземным владычеством. Рукописная мастерская, продолжавшая византийские традиции, создавала подлинные шедевры, украшающие библиотеки многих церковных иерархов.

Киккский монастырь известен также своим редким собранием святых мощей, хранящихся в специальных деревянных или серебряных кивотах. В 1995 году на территории обители возведен музей, где выставлено собрание уникальных реликвий – иконы, утварь, рукописные и старопечатные книги, лицевое шитье, торжественные пастырские облачения и оклады богослужебных Евангелий.

И еще одна примечательная деталь, много говорящая о том, что стремление к духовному совершенствованию не мешало монашествующим заботиться о том, чтобы в нужный момент поддержать бренное тело. В Киккском монастыре с XIV века производится лучшая на острове зивания – крестьянская водка весьма убедительной крепости в 49 градусов. Она перегоняется из виноградных отжимков – «зивана», которым и обязана своим именем. Бывает двух видов – «белая» и «красная», то есть настоянная на меду, травах и корице. Вот этой-то «красной» киккской зиванией и славится древняя обитель. Напиток и в самом деле чудодейственный, гарантированно спасающий от простуды во время промозглой горной зимы!

Александр СТЕПАНОВ

№12(17), 2007

№12(17), 2007