Секреты оркестровой ямы


Тех, кто играет на духовых инструментах, в больших оркестрах недолюбливают: трубы и тромбоны звучат так громко, что у сидящих рядом музыкантов гул стоит в ушах. Даже после завершения концерта.

Так что тем, кто играет на смычковых, нужна защита. Однако шумозащитные наушники или даже беруши в этом случае не подойдут: это может полностью погубить звучание оркестра как единого организма. Но брюссельские чиновники не были бы сами собой, если бы не придумали соответствующих предписаний и на этот счет.

Документ носит номер 2003/10/EG и обязывает обеспечить защиту органов слуха при превышении силой звука границы в 85 децибелов. Причем при этом совершенно неважно, каков источник шума: то ли кто-то играет на флейте, то ли штабелирует железные бочки с помощью вилочного погрузчика.

Но германские физики поспешили музыкантам на помощь, разработав для оркестрантов защитные экраны, которые были с успехом опробованы в городском театре Бремерхафена. Представьте себе, когда духовики играют фортиссимо, экраны снижают нагрузку на уши «непричастных» на 20 с лишним децибелов.

Для сведения: при исполнении некоторых произведений Вагнера сила звука может зашкаливать за 120 децибелов, что, собственно, уже превышает болевой порог, шепот – 25 децибелов, звуковой фон работающего офиса – 40 децибелов, нормальная речь – 60 децибелов, плотный транспортный поток – 80 децибелов, звук реактивного двигателя с расстояния 25 метров – 140 децибелов.

Эти экраны ставят за спиной у тех музыкантов, чьи уши надо поберечь. Верхняя часть их прозрачна, чтобы не скрывать их полностью от коллег, и выполнена она из плексигласа. Нижняя часть – из пластика под названием базотект. Сами музыканты не находят в этой новации ничего худого, а при исполнении некоторых произведений так просто радуются такому подспорью. Правда, используются такие экраны только в оркестровой яме, где на счету каждый сантиметр. А на сцене оркестранты просто рассаживаются посвободнее, и проблема в значительной степени теряет остроту.

Доволен нововведением и дирижер Штефан Тетцлаф. «Раньше у меня в правом ухе, обращенном к духовикам, после выступления долго стоял звон. Экраны дают великолепный эффект, и для меня это стало большим облегчением. Плексигласовые барьеры, наклоненные под углом в 45 градусов, направляют звук из ямы именно туда куда нужно – в зрительный зал», – откровенничает он.