Главная > Открываем старый свет > Ноу-Хау > Почему еврокомиссары боятся дары приносящих

Почему еврокомиссары боятся дары приносящих

image_pdfimage_print
Как и положено по кодексу поведения, все без исключения 27 высших должностных лиц, составляющих Европейскую Комиссию – главный исполнительный орган ЕС – поведали без утайки о подношениях и дарах, полученных ими за минувшие подотчетные четыре года. В этой странной коллекции можно найти и шоколадное яйцо, и окаменелого моллюска.

Регламент устанавливает, что топ-чиновники ЕС обязаны декларировать все подарки, оцениваемые более чем в 150 евро, хотя отсутствует требование сообщать о разного рода услугах, оказанных либо бескорыстными симпатизаторами, либо, кто знает, корыстными интриганами.

Ритуальное исповедование на бумаге стало привлекать большее внимание общественности и прессы после того, как в 2005 году председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу прокатился на яхте греческого олигарха Спиро Лациса. Прогулка по морю случилась после того, как Еврокомиссия, правда, прежнего состава, до воцарения Баррозу, одобрила предоставление госсубсидий судостроительным верфям магната Лациса.

Ехидные граждане, задавшись вопросом: какие мотивы двигали крупным промышленником, когда он развлекал главу всего Европейского Союза? – приходили к неблагосклонному выводу для обоих фигурантов этой истории.

Схожие подозрения возникли в отношении бывшего члена Еврокомиссии по торговым делам Питера Мандельсона, вернувшегося ныне в состав британского кабинета, когда прошлым летом он оказался на яхте российского олигарха Олега Дерипаски. Кое-кто засомневался в том, что это чисто временное совпадение: в тот момент департамент, который курировал лорд Мандельсон, пересматривал тарифы на алюминиевую продукцию, что самым непосредственным образом затрагивало деловые интересы хозяина «Русала».

Помимо этого эпизода, въедливых европейских журналистов интересовало, за чей счет путешествовал член Еврокомиссии по вопросам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген, когда состоял в романтической, а попутно и интимной связи с руководительницей своего аппарата Петрой Эрлер. Не менее пристально пресса отслеживала деятельность Нелли Крус, отвечающей за вопросы конкуренции, которая сохранила за собой пост члена совета директоров голландской группы P & O Nedlloyd, занимающейся морскими перевозками. Госпожа Крус всячески и демонстративно дистанцируется от каких-либо решений, связанных с этим сектором экономики.

Что до сувениров, скопившихся у топ-менеджеров Еврокомиссии, то вскрылись курьезные детали. Андрису Пибалгсу, ведающему энергетикой в ЕС, достался окаменелый моллюск. Марианне Фишер Бёль, отвечающей за сельское хозяйство, перепало шоколадное яйцо высотой 80 см. Упоминавшейся уже Нелли Крус анонимный зубоскал подарил… фиговый листок из чистого серебра.

Сомнительным по практической ценности презентом стала врученная бывшему заместителю председателя Еврокомиссии итальянцу Франко Фраттини 12-томная история Сицилии. За все время службы это был единственный подарок, которым его удостоили.

В принципе, можно добиться еще большей транспарентности в работе «слуг народа», называемых зачастую евробюрократами. Лондонская «Таймс» подчеркивает, что кодекс поведения не требует от членов ЕС отчитываться: кто предоставил им частный самолет для поездки на курорт? Кто оплатил их счет в пятизвездочной гостинице? Кто покрыл расходы на обильное ресторанное чревоугодие? Не исключено, что вскоре возможности нечистоплотных взяточников подкупать чиновников сведут к минимуму.

Владимир МИХЕЕВ

№12(28), 2008

№12(28), 2008