Кнутом и пряником

image_pdfimage_print

Париж стимулирует развитие чистого производства и транспорта

«Загрязняешь окружающую среду – плати». Такой принцип, по инициативе правительства, вступает в действие во Франции с 2007 года.

Он предусматривает, в частности, введение ощутимого налога на использование каменного угля. Власти рассчитывают собирать дополнительно благодаря этой мере около 50 миллионов евро в год, которые будут направляться на борьбу с выбросами вредных промышленных газов в атмосферу, что ведет к климатическим изменениям. Некоторые французские эксперты требуют введения подобного налога также на использование нефти и газа.

В конце прошлого года премьер-министр Франции Доминик де Вильпен объявил и об увеличении на 10% таксы на «загрязняющую деятельность» промышленных и прочих объектов, включая авиационный транспорт. Одновременно глава правительства решил сократить налоги на экологически чистое оборудование, и государство, таким образом, пожертвует поступлением в казну примерно миллиарда евро в год.

Кроме того, Д. де Вильпен поручил министру транспорта Доминику Пербену изучить возможность более тщательного контроля за автомобильным движением в крупных городах страны, включая введение платы за въезд в центральные кварталы, в том числе, Парижа, как это уже сделано в некоторых мегаполисах Европы. Но французские власти готовы пойти еще дальше, учредив таксу под названием «Грузовик» в таких чувствительных для экологии районах страны, как Альпы. Предложения, которые явно не вызовут восторга у части французских избирателей, должны быть представлены правительству уже в марте, то есть, незадолго до президентских выборов…

При этом Париж не намерен ограничиваться внутренними мерами в защиту экологии. Премьер-министр собирается обсудить с европейскими партнерами введение налога на импорт промышленной продукции из тех стран, которые отказываются ратифицировать международный Киотский протокол, предусматривающий сокращение выбросов вредных газов в атмосферу. Эта мера направлена, прежде всего, против Китая. В свою очередь, Пекин контратакует, обвиняя крупные западноевропейские компании в том, что они переносят их «грязное» производство на территорию этой страны.

Кстати
На восстановление экологического баланса в Средиземном море потребуются не менее 15 лет, считают эксперты Европейского Союза. Это объясняется тем, что человек нанес ему слишком крупный ущерб.
Дальнейшую угрозу этому морю, по мнению члена Европейской Комиссии Ставроса Димаса, отвечающего за политику ЕС в области окружающей среды, представляет бурное экономическое развитие побережья. Пагубное воздействие на чистоту воды, фауну и флору Средиземноморья оказывают и военные конфликты, подчеркнул он. В качестве такого примера С. Димас привел бомбардировку в августе 2006 года Израилем нефтеперерабатывающего завода в Ливане.
Однако еще большую тревогу специалисты-экологи выражают в отношении Балтийского моря, где, по их мнению, «разрушительные процессы близки к необратимости». В попытке не допустить этого, на международной конференции в Финляндии в сентябре прошлого года была разработана стратегия до 2021 года, которая предусматривает меры, направленные на спасение Балтики.

Александр СОКОЛОВ

№1(7), 2007

№1(7), 2007