Главная > Открываем старый свет > Ноу-Хау > Водород вместо бензина

Водород вместо бензина

image_pdfimage_print

Многие годы все разговоры об использовании водородного двигателя на общественном транспорте выглядели чистой утопией. Спору нет, вполне заманчиво, когда из выхлопной трубы многометрового монстра, набитого пассажирами, исторгается не адская смесь, терзающая все живое, а просто пары воды – такие же, как из электрочайника на вашем кухонном столе.

В европейской прессе время от времени даже появлялись полудетективные истории о том, как автомобильные компании в погоне за прибылями тормозят развитие техники завтрашнего дня, но германская аудитория в основном воспринимала их как занимательное чтение, далекое от действительности.

Так оно, собственно, и было. До июля минувшего года. Именно тогда на улицы Берлина вышли первые четыре автобуса, по внешнему виду вроде ничем не отличающиеся от обычных «желтых лошадей», перемещающих на своем горбу столичных пассажиров. Но было одно «но»: на крыше «великолепной четверки» громоздился необычной прямоугольный нарост, а когда машина трогалась с места, пассажиры удивленно переглядывались: как это она движется с неработающим двигателем?

Разумеется, двигатель крутил вовсю, но только делал это на фоне обычного городского гомона почти бесшумно. А «нашлепка» на крыше оказалась топливным баком. Так берлинцы познакомились с реальным, а не фантастическим автобусом, приводимым в движение четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, работающим на водороде.

Это было детище компании «Неоман», которая рассматривает водородный проект как весьма перспективное вложение денег. Берлинская транспортная компания (БТК), со времен конок и омнибусов занимающаяся эксплуатацией наземного транспорта в германской столице, вполне согласна с таким подходом. «Мы экспериментируем с этой технологией уже 10-15 лет и считаем ее пригодной для транспорта будущего. Что касается водородных систем, то в завтрашний день мы смотрим с большим оптимизмом», – уверен Клаус Вацлак, официальный представитель БТК.

Причем, так думают не только берлинские автотранспортники. «Неоман» уже ведет переговоры с несколькими потенциальным покупателями из Италии и Нидерландов и полагает, что в 2008 и 2009 годах продаст порядка 50-70 машин.

Так что же, вот оно, светлое будущее, не где-то за горами, а тут, рядом, только руку протянуть? Если бы… БТК все же не занимается в первую очередь бизнесом, а с этой точки зрения езда на водороде пока остается весьма дорогостоящей забавой: тот же «Неоман» продает традиционные дизельные автобусы по 220 тысяч евро, а водородный аналог стоит как минимум в два раза дороже. И хотя эксплуатационные расходы у него меньше, прибыли пока ждать не приходится. Напротив, надо покрывать убытки за счет субсидий. Чьих?

Правда такова: новые берлинские автобусы – лишь часть большого проекта, затеянного Европейским Союзом для создания в Европе чистого городского транспорта. Европейская Комиссия уже вложила в это 48 миллионов евро. А заправочную инфраструктуру для четырех новичков создала французская компания «Тоталь». Впрочем, с ее стороны это тоже не благотворительность, а вложение в собственное будущее. А чем еще заниматься европейским нефтяным гигантам, когда иссякнет нефть? Разве что водородом. Во всяком случае, уже сейчас на заправке в Шпандау, районе на западе Берлина, водород, что жидкий, что газообразный, может купить любой желающий.

Причем, компания «Ваттенфаль» оборудовала эту заправку установкой каталитического реформинга, которая производит водород тут же, на месте. Оборудована заправка и двумя емкостями для хранения получаемого топлива. Разумеется, нарушить закон сохранения энергии невозможно, поэтому реформер работает на электричестве. Но для города важно уже то, что нагрузка на окружающую среду практически нулевая.

В общем, весь проект пока остается некоммерческим, а выглядит скорее как стремление застолбить будущий рынок. Причем, рынок явно перспективный, таящий необъятные возможности. Недаром ученые и эксперты уже размышляют о перспективах создания глобальной «водородной» энергетики. Как это понимать?

Производить электроэнергию, нужную для получения водорода на тепловых станциях, мощно загрязняющих окружающую среду, не имеет большого смысла: это самообман. Поэтому нужны возобновляемые источники – солнечные батареи, ветровые турбины, геотермальные станции, гидроэнергетические установки. Есть будущее и у производства водорода из биомассы, то есть органического мусора. Ведь для двигателя внутреннего сгорания нужен газ не столь высокой чистоты, как для водородных топливных элементов.

Кажется, что все это чистая утопия? Но ведь когда-то так же воспринимали и автобусы с водородным двигателем. А теперь – вот они, бегают по большому европейскому городу и «пашут» наравне со всеми прочими. Боевое крещение уже прошли, с честью выдержав нагрузку, упавшую на плечи берлинских транспортников в дни чемпионата мира по футболу. А ведь тогда им пришлось работать под постоянной «пиковой» нагрузкой на протяжении многих дней подряд. И ничего, справились.

Андрей ГОРЮХИН

№1(7), 2007

№1(7), 2007