Развенчанный миф

image_pdfimage_print
Первый в истории ФРГ федеральный канцлер – Конрад Аденауэр*1 – с 1951 по 1955 год занимал также пост министра иностранных дел. Перед ним стояла нелегкая задача – воссоздать дипломатическую службу на руинах ведомства, долгие годы возглавлявшегося одиозной фигурой – Йоахимом фон Риббентропом.

Бывалый политик, К.Аденауэр прекрасно понимал, что МИД – не та контора, в которую можно массово набирать людей со стороны. Собственно, он открыто выражал свою точку зрения: «Нельзя возродить министерство иностранных дел, если хотя бы поначалу не иметь на ведущих постах людей, которые кое-что понимают в истории предыдущих лет».

Как это выглядело на практике? Вот одно из бесстрастных статистических свидетельств. В 1951 году из 17 ответственных сотрудников политического отдела министерства 13 были ранее членами НСДАП. Если кто запамятовал: на Нюрнбергском процессе вождей и верхушку этой организации объявили преступниками, а идеологию сочли одной из главных причин Второй мировой войны. Недаром в бундестаге даже была создана специальная комиссия, в задачу которой входило изучение вопроса о персональной преемственности риббентроповского МИДа и дипслужбы «денацифицированной» Западной Германии.

Погодите, а как же быть с распространенным мнением о том, что дипломатическое ведомство было чуть ли не очагом антигитлеровского сопротивления? Десятилетиями такая точка зрения была весьма удобна не только сотрудникам дипломатического аппарата «из бывших», но и подавляющей части политического истэблишмента ФРГ. И только в январе 1970 года, когда ведомство возглавил Вальтер Шеель*2, он пообещал провести всеобъемлющее исследование вопроса о роли германской дипломатии в Третьем рейхе.

Обещанного три года ждут… На этот раз пришлось ждать заметно дольше – сорок лет. Однако дождались: независимая комиссия историков создала и готова обнародовать масштабный 800-страничный труд под заголовком «Ведомство и прошлое».

Его содержание пока держится в секрете, даже в АА (от немецкого Auswartige Amt) с текстом пока никто не ознакомился. И, похоже, скрывать его намерены вплоть до самого официального представления общественности, назначенного на 28 октября. По этому случаю запланировано крупное мероприятие, в котором обещали участвовать не только Гвидо Вестервелле (куда же без министра?), но и его предшественники – Франк-Вальтер Штайнмайер, Йошка Фишер*3, Ганс-Дитрих Геншер и даже сам патриарх Вальтер Шеель.

Кстати, нужно отдать должное Й.Фишеру: всерьез работа над этой книгой пошла именно во время его пребывания на посту главы дипломатической службы. Роль детонатора сыграл шумный спор о том, есть ли еще среди германских дипломатов, имеющих ранг послов, люди с нацистским прошлым. Для выяснения этого вопроса в комиссию, создание которой одобрил Й.Фишер, помимо немцев были включены два авторитетных историка из США и Израиля. Ученым даже открыли доступ к личным архивам и материалам, до тех пор считавшихся секретными.

Хотя конкретные результаты исследования и остаются пока за семью печатями, но глава комиссии, марбургский профессор Экарт Конце, главный вывод скрывать все же не стал: «Традиционный подход привел к тому, что история МИДа в значительной степени стала идентифицироваться с историей сопротивления. Но это не отвечает реальности».

Мюнхенское издательство «Блессинг», где выпускается этот объемистый труд, заняло еще менее дипломатичную позицию. Оно рекламирует книгу с помощью фотографии здания на Вильгельмштрассе, где МИД квартировал и в нацистские 13 лет, и слоганом «Миф разрушается». А далее еще более недвусмысленно: «С первого дня министерство иностранных дел было непосредственно вовлечено в политику насилия, проводившуюся национал-социалистским режимом. Оно не только прикрывало от внешнего мира «юденполитик» Третьего рейха, но и активно участвовало в ней на всех этапах. Повсюду в Европе дипломаты прокладывали путь «окончательному решению» (нацистский эвфемизм, за которым скрывалась политика массового уничтожения евреев. – Прим. авт.)».

В этом признании особенно ценна не сама его суть – многие исследователи и ранее приходили к выводу, что германская дипломатия под водительством «рейхсминистра иностранных дел» участвовала в нацистском уничтожении народов Европы – а то, что с этим, пусть и спустя десятилетия, соглашаются и в ФРГ.

Разумеется, нельзя забывать и о том, что среди дипломатов, как, впрочем, и среди служащих других государственных структур, включая министерство обороны, были активные противники национал-социализма. То есть использовать какую-либо одну краску для создания портрета этого ведомства – что черную, что белую – было бы примитивизацией. А правда, как это всегда и бывает, заключается в том, что большинство сотрудников дипслужбы составляли просто равнодушные, плывущие по течению или стремившиеся пристроиться и пересидеть люди. Недаром тот же Й.Фишер давно сформулировал вывод, что подавляющее большинство дипломатов при национал-социализме «нашли в нем свое место».

Уже сейчас определено, что выходящая в свет работа станет обязательным чтением для будущих германских дипломатов. А для нынешних киоск в здании министерства, находящегося на Вердерше Маркт, сделал масштабный заказ. Чтобы всем хватило.

Андрей ГОРЮХИН

*1 КОНРАД АДЕНАУЭР(5.1.1876, Кельн, – 19.4.1967, близ Бонна). В 1901 году окончил университет и стал адвокатом. После Первой мировой войны участвовал в движении рейнских сепаратистов. В 1917–33 годах был обер-бургомистром Кельна. В 1920–32 годах – председатель Государственного совета Пруссии. Состоял членом наблюдательных советов акционерных компаний энергетической и угольной промышленности и Немецкого банка.
С 1946 года – председатель партии Христианско-демократический союз (ХДС). После создания ФРГ – федеральный канцлер (сентябрь 1949 – октябрь 1963), в 1951–55 годах также министр иностранных дел. Правительство Аденауэра подписало Парижские соглашения 1954 года, в соответствии с которыми ФРГ была принята в НАТО. Всегда выступал за проведение политики «с позиции силы» в отношении СССР и других социалистических стран.
*2 ВАЛЬТЕР ШЕЕЛЬ (8.7.1919, Золинген). Получил экономическое образование, занимался коммерцией. В 1948 году вступил в Свободную демократическую партию (СвДП). С 1953 года избирался депутатом бундестага, в 1967–69 годах вице-президент бундестага. В 1961–66 годах министр по делам экономического сотрудничества в коалиционном правительстве ХДС/ХСС и СвДП. В 1968–74 годах председатель СвДП. В 1969–74 годах вице-канцлер и министр иностранных дел. Принимал непосредственное участие в разработке договоров ФРГ с СССР, ПНР (подписаны в 1970 году), ГДР (подписан в 1972 году), ЧССР (подписан в 1973 году). С мая 1974 по 1979 год федеральный президент.
*3 ЙОШКА ФИШЕР (12.4.1948 года, Герабронн). С 1998 по 2005 год – вице-канцлер ФРГ и министр иностранных дел в коалиционном правительстве СДПГ и «зеленых». После парламентских выборов 2005 года ушел из политики. Происходит из семьи венгерских немцев, изгнанных в 1946 году из города Будакеши (нем. Вудигес). Образование – незаконченное среднее.
Начинал политическую карьеру как активный участник студенческого движения и внепарламентской оппозиции. До 1975 года входил в леворадикальные молодежные группировки, принимал активное участие в столкновениях с полицией. Позднее, как сам признался, «утратил иллюзии» и отошел от радикализма.
В 1982 году вошел в партию «зеленых», где быстро выдвинулся. В 1983 году был избран в бундестаг, стал руководителем первой парламентской фракции этой партии. В 1985 году вошел в первое «красно-зеленое» правительство земли Гессен, заняв пост министра экологии и энергетики.
Став министром иностранных дел, поддерживал участие ФРГ в войне в Косово, ставшей для бундесвера первым участием в боевых действиях после Второй мировой войны. Конец его пребывания на этом посту был ознаменован шумным скандалом, вызванным нарушениями в выдаче виз гражданам Украины. Уход из политической жизни мотивировал «необходимостью обеспечения смены поколений».
№9(47), 2010