Главная > Открываем старый свет > Круглая дата > Испания: ничто не забыто

Испания: ничто не забыто

image_pdfimage_print

Ровно 70 лет минуло с того дня 1936 года, когда в Испании разразилась гражданская война – одна из самых кровавых в Европе, а значит, и в мире, ибо ни один континент не пережил столько баталий, сколько их вынес за свою историю европейский.

Эксперты сходятся во мнении: братоубийственная война, вспыхнувшая в результате попытки (удавшейся почти через три года – в 1939-м) генерала Франсиско Франко Баамонде и его сторонников свергнуть демократически избранное Республиканское правительство, привело к гибели более 500 тысяч человек. Активную помощь мятежникам, сначала тайную, а потом – явную, оказывали итальянские и германские фашисты. А на стороне республиканцев воевало немало добровольцев из СССР, Италии и Германии…

В то же время, примирение – после смерти в 1975 году ставшего уже генералиссимусом Франко – глубоко расколотого испанского общества до сих пор считается образцовым для всех стран, встающих на такой путь. Испанцы под руководством своего короля Хуана Карлоса (в стране была восстановлена монархия) договорились не выяснять, кто был прав, а кто виноват в этой трагедии, хотя память о далеких событиях продолжает разделять общество. А накануне 70-летия начала войны в Испании снова и снова стали обсуждать эту тему, чему способствует нынешнее правительство социалистов, видимо, считая, что застарелую рану лучше вскрыть и продезинфицировать во избежание политической гангрены.

Решено, в частности, собрать и впервые обнародовать многочисленные неизвестные документы, включая секретные донесения иностранных разведок и посольств, хранящиеся в 12 странах, в том числе в Великобритании, Франции, Италии, Германии, США, Мексике и, конечно, в России. Советский Союз активно поддерживал республиканцев, не только направляя на подмогу многочисленных добровольцев (около 60 из них были удостоены звания Героя Советского Союза), но и приютив у себя более 3 тысяч «детей войны» – эмигрантов в возрасте 3-15 лет. Некоторые из них, а также их потомки, до сих пор живут в Москве, других крупных городах, и в некоторых республиках бывшего СССР. Даже Ватикан согласился открыть свои хранилища с бумагами о тех событиях, о роли в них многочисленных католических священников, ведь в годы правления Франко церковь считалась его влиятельным сторонником. Все собранные документы будут собраны в Мемориальном центре в Саламанке.

Как считает, например, Хулиан Касанова, испанский историк из Сарагосского университета, «настала пора рассказать молодому поколению о масштабах насилия и конфронтации того периода в нашей стране, который оставил нам самое тяжелое наследие. Только диалог и политическая дискуссия, демократия и мир способны залечить раны прошлого и помочь создать лучшее настоящее».

Во времена диктаторского режима Франко в качестве национальных героев превозносились воевавшие на его стороне, но их противники были преданы забвению, а нередко и анафеме. После смерти правителя испанцы договорились принять «пакт о забвении», который почти три десятилетия способствовал стабильности в стране. Однако этот договор затрещал по швам после прихода к власти нынешнего лидера социалистов Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, чей дедушка погиб от рук франкистов в боях гражданской воны.

В этом году его правительство объявило «Год исторической памяти», и принялось собирать миллионы документов, чтобы «пролить свет на самый мрачный период испанской истории». Одновременно оно подготовило законопроект, вызывающий критику со стороны оппозиции и других консервативных сил, обвиняющих власти в попытке «переписать историю». Кстати, проведенный накануне 70-летия начала войны опрос показал, что сегодня ровно треть населения Испании считает, что начатый франкистами 18 июля 1936 года победоносный путч позволил «покончить с хаосом и насилием республиканского правительства».

Неприятие у многих вызывает предусмотренное законопроектом решение о дальнейшей судьбе Долины павших – грандиозного мемориала в 60 километрах от Мадрида, где захоронены многие погибшие сторонники Франко. Правительство прислушалось к мнению тех, кто напоминает, что этот мемориал, построенный узниками концлагеря на их костях «для прославления диктатора и его подручных», тогда как жертвы противоборствующей стороны были наспех захоронены безымянными в братских могилах. Сторонники «вскрытия застарелой раны» считают необходимым эксгумировать останки республиканцев, и с помощью современных научных методов установить их имена. Раскопки одного из захоронений близ Мадрида уже начались.

…Широко известно, что массовый приезд в боровшуюся Испанию добровольцев – участников интернациональных бригад – повлек за собой и многих известных журналистов, писателей, кинодокументалистов. Освещение гражданской войны стало звездным часом в их творческой, а порой и личной судьбе.

Впечатляет даже краткий перечень имен этих репортеров и их бесстрашие, ведь в те годы им приходилось быть непосредственно на передовой, а не следить за сражениями по цветному телевизору, как это происходило, например, во время войны в Персидском заливе. Американцы Эрнест Хемингуэй и Джон дос Пассос, британец Джордж Оруэлл, француз Антуан де Сент-Экзюпери, советские писатели Михаил Кольцов и Илья Эренбург, кинодокументалист Роман Кармен – все они прошли через горнило испанской войны, первого боевого противостояния фашизму. Некоторые журналисты погибли – по разным данным, от 10 до 20 человек. Они тоже успели оставить потомкам ставшие знаменитыми репортажи, очерки, кино- и фоторепортажи о героической обороне Мадрида республиканцами, о варварской бомбардировке Герники, массовом убийстве в Бадахосе, тяжелых боях близ Эбро…

Сегодня единственный живой журналист – свидетель тех дней, – бывший американский корреспондент, 96-летний Джеффри Кокс. «Вероятно, оборона испанской столицы стала самым важным событием всей войны, ибо она показала, что фашистам, считавшимся непобедимыми, можно противостоять», – уверен он.

Через войну в Испании прошел и бывший британский репортер, ставший впоследствии знаменитым двойным агентом Советского Союза. Гарольда «Кима» Филби завербовала секретная служба Великобритании, обратившая внимание на написанные им испанские репортажи, которые публиковались в лондонской газете «Таймс». Он даже получил высокую награду из рук самого Франсиско Франко.

Александр СОКОЛОВ

№3, 2006

№3, 2006