Главная > Дневник событий > РАСШИРЕНИЕ ЕС > В ЕС встречают новичков

В ЕС встречают новичков

image_pdfimage_print

Поглощающая способность Брюсселя исчерпана?

Если бы число звезд на флаге Европейского Союза соответствовало количеству входящих в это объединение государств, то их стало бы уже 27: с 1 января 2007 года объединение пополнилось Болгарией и Румынией.

София и Бухарест шесть лет назад успели вскочить в последний вагон уходящего поезда, который следует по маршруту «Расширение», и сегодня полны энтузиазма – 73% болгар и 68% румын одобряют этот шаг, чего нельзя сказать об их крупнейших партнерах по ЕС: в Британии, Германии и Франции лишь треть участников одного из опросов поддержала эту меру. Некоторые влиятельные западноевропейские политики предсказывают потерю управляемости этим «бесконечно расширяющимся клубом», другие требуют четко очертить, наконец, границы «Большой Европы», а иные призывают откровенно заявить властям Украины, Грузии и ряду стран на западе Балкан, кроме Хорватии, что им вообще не следует рассчитывать на членство в Союзе, и придется довольствоваться специфическими формами сотрудничества. Усиливаются дискуссии и об «интеграционной способности» ЕС, а также о том, какие страны можно считать истинно европейскими. Ведь в «Большую Европу» просится не только Турция, львиная доля территории которой находится в Азии; европейскими не прочь стать и Марокко, Израиль…

Между тем, «семья европейских народов» пополнилась самыми бедными родственниками, которые оттеснили Латвию на третье место по этому печальному показателю. А крупные получатели финансовых фондов из брюссельской казны, как и налогоплательщики наиболее богатых стран, не очень-то рады необходимости направлять десятки миллиардов евро отсталым новичкам: доля ВВП на душу населения в Болгарии и Румынии в среднем едва превышает 30% (разумеется, без учета весьма развитой теневой экономики) от аналогичного показателя «двадцати пяти». В период 2007 – 2013 годов Болгария с ее 7,7 миллиона жителей надеется получить в виде помощи на проведение структурных и сельскохозяйственных реформ более 6 миллиардов евро, а Румыния с населением 21,6 миллиона человек – свыше 17,3 миллиарда.

Очевидно, что согласие на прием Софии и Бухареста в ЕС было вызвано политическими интересами некоторых стран «старой Европы», а также обещанием, данным, как выяснилось позднее, – сгоряча – на саммите Союза в Копенгагене в декабре 2002 года. В результате в конце 2006 года Европейская Комиссия решила ужесточить правила приема будущих членов ЕС, в частности, отказавшись от давней практики называть точную дату вступления той или иной страны. Словом, «усталость от расширения», возникшая среди 15 старых участников Союза в результате интеграции в 2004 году сразу 10 государств, со всей очевидностью проявилась в отношении двух балканских новичков.

Действительно, с одной стороны, присоединение Болгарии и Румынии к Союзу увеличивает его население до 492,8 миллиона человек, валовой внутренний продукт (ВВП) – до более чем 10,9 триллиона евро, а восточные границы отодвигает до побережья Черного моря, но с другой – эти балканские страны весьма трудны для их «переваривания» в общеевропейском котле.

Не случайно окончательная дата приема болгар и румын в ЕС была определена только в конце сентября прошлого года, поскольку в мае Европейская Комиссия запланировала дополнительный экзамен этим кандидатам в члены Союза, из-за недостаточного, по мнению Брюсселя, прогресса в области структурных реформ.

Прежде всего, это касается преобразований в сфере правосудия, а также борьбы с коррупцией. Поэтому, несмотря на прием обеих стран в ЕС, они будут находиться под постоянным строгим надзором, причем особенно это касается деятельности органов правосудия и внутренних дел, обеспечения безопасности пищевых продуктов, а также использования по назначению выделяемых фондов ЕС. Брюссельские чиновники оставили за собой право приостановить предоставление этих финансовых средств.

Более того, впервые в истории этого объединения, из-за «недостатков в обеспечении безопасности в области гражданской авиации» Болгарии отказано в доступе на общий рынок авиаперевозок, и болгарские компании смогут выполнять рейсы лишь в соответствии с двусторонними договорами с государствами – участниками ЕС.

Беспрецедентным стало и решение 10 из 25 государств Союза закрыть минимум на 2 года свой рынок труда для этих новичков. Впрочем, по данным западноевропейских статистических ведомств, уже сейчас в ЕС число иммигрантов из двух балканских стран достигает 3 миллионов человек; они начали переезжать на Запад вскоре после падения «железного занавеса». Болгарские и румынские эмигранты законным и нелегальным путями стремятся, в основном, в Грецию, Италию, Испанию и Германию. Это объясняется, в первую очередь, экономическими причинами: средняя зарплата в Болгарии (176 евро) в 24 раза меньше, чем в Германии… По оценкам румынских властей, их соотечественники присылают на родину ежегодно более 4 миллиарда евро, что служит важной статьей доходов бюджета. При этом места уехавших болгар и румын занимает еще более дешевая рабочая сила из Китая, Македонии, Молдавии и Украины. (См. статью «Луковые» слезы)

Как бы то ни было, включение двух новых стран в Союз – свершившийся факт. Он вызывает среди их жителей смешанное чувство надежды и опасений, причем, первая, как показывают опросы населения, свойственная более молодой и образованной части населения, которое надеется свободно ездить по Европе, учиться и работать за рубежом. А опасения вызывают неизбежный рост стоимости жизни, банкротство мелких и средних местных компаний, особенно сельскохозяйственных, а также увеличение безработицы.

Впрочем, обе балканские страны демонстрируют в последние годы весьма высокие и устойчивые темпы экономического роста – более 5% в Болгарии и свыше 6% в Румынии. Некоторые отрасли становятся привлекательными для иностранных инвесторов, для которых правительства снижают налоги. В то же время, в мировом списке конкурентоспособности они занимают незавидные 68-е (Румыния) и 72-е (Болгария) места. Кроме того, впечатляют и масштабы коррупции, на которую особенно часто указывает Брюссель как на один из тормозов дальнейшего развития экономики. Серьезной проблемой, особенно в Румынии, является и бюрократия: предприниматели жалуются, что для создания компании в этой стране требуется собрать около 500 самых разных бумаг. А это, в свою очередь, служит благодатной почвой для коррупции…

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Подготовка ко вступлению в ЕС подтолкнула Болгарию и Румынию повернуться, наконец, лицом друг к другу: ранее эти соседние страны проявляли мало взаимного интереса. Как ни странно, но лишь минувшим летом наблюдался массовый приток румынских туристов на знаменитые болгарские пляжи, давно облюбованные другими европейцами. Да и болгары традиционно относились к жителям соседней страны с чувством превосходства, поскольку в социалистические времена уровень жизни в Болгарии был значительно выше. Разделенные Дунаем православные народы поддерживали мало контактов.
К тому же Софии и Бухаресту пришлось соперничать во время длительных и сложных переговоров о вступлении в ЕС. Теперь этот этап позади, и обе страны столкнулись с одинаковыми вызовами. Символом новых взаимоотношений должен стать сооружаемый крупный мост через Дунай, который свяжет Болгарию и Румынию, и одновременно обе эти страны – с автострадами, ведущими в Западную Европу.
Главной козырной картой для игры с ЕС власти Румынии считают геостратегическое положение своей страны – ее выход к Черному морю, близость к бывшим советским республикам и Ближнему Востоку. Президент Трайан Басеску обещает Брюсселю превратить Румынию в «Восточное Средиземноморье».
В Бухаресте считают, что участие страны в НАТО и ЕС придает ей ключевую роль в обеспечении безопасных маршрутов для нефте- и газопроводов с Каспийского моря, через которые энергоносители будут поставляться в Европу. Именно с этой целью румынские власти, активно развивающие сотрудничество с Турцией, настаивают на допуске этой страны в Союз. Кроме того, Бухарест пытается убедить партнеров по ЕС в необходимости уменьшить зависимость от российского природного газа, путем строительства альтернативных экспортных магистралей.

Прием в Союз сразу 10 стран в мае 2004 года позволил 15 «старым» государствам этого содружества за счет расширения внутреннего рынка увеличить свой экспорт в 4 раза. В то же время, на политическом уровне они столкнулись с серьезными проблемами: нестабильностью в Венгрии, Польше и Словакии. Кроме того, в области внешней политики польские власти заблокировали начало переговоров между Брюсселем и Москвой о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. В свою очередь, Кипр в качестве нового члена ЕС проявил несговорчивость с Турцией.
В результате этих, а также упомянутых выше трудностей, в Брюсселе возобладал более строгий подход, на котором настаивает Франция, к дальнейшему расширению «двадцати семи». Если не считать намеченного на 2009 – 2010 годы приема Хорватии, то эта перспектива представляется весьма неопределенной, по меньшей мере, до реформирования органов управления огромным объединением, в котором чиновники и дипломаты уже вынуждены изъясняться на 22 официальных языках.

№1(7), 2007

№1(7), 2007