«Луковые» слезы

image_pdfimage_print

Когда Луки основали – в далеком уже 1959 году – он был примером того, что в социалистические времена звалось «городом будущего» или «городом молодежи». В этом городке в Родопских горах на юге Болгарии построили самый современный родильный дом, но не стали выделять место под кладбище.

Конечно, позже пришлось это сделать. Более того, отведенная под погост территория ныне уже занята чуть не до последнего метра. И это несмотря на то, что численность населения упала с прежних 10 тысяч до 4 тысяч человек. Восемь из 9 муниципальных школ уже закрылись: учиться в них некому… Да и от прежних пяти свинцово-цинковых шахт остались лишь две. Продукция местного горнодобывающего предприятия на европейском рынке оказалась неконкурентоспособной.

Город этот сейчас можно считать разительным примером депопуляции Болгарии, одной из самых масштабных в мире. Достаточно сказать, что численность населения упала в 20 крупнейших городах страны. Единственным исключением стала столица республики – София.

А перспективы еще более мрачные: по данным вашингтонской неправительственной организации «Попьюлейшн референс бьюро», с 2005 по 2050 год население страны уменьшится на 34% – с 7,7 до 5 миллионов. Единственным государством, которое может обогнать балканское государство в этом печальном соревновании, станет Свазиленд: 38% его жителей больны СПИДом.

Вот еще некоторые демографические показатели, выглядящие почти трагически. В 144 деревнях население ныне насчитывает 0 человек. Еще в 337 число жителей 10 человек и меньше. Пример – деревня Балкан Махала, в 12 километрах от Луки, где в 30 домах, разбросанных по склонам Родоп, живут ныне … 5 человек.

Причем, списать проблему на удаленность этого южного региона едва ли можно. Приведем аналогичный пример из совсем другого ряда. Город Дупница в 70 километрах к югу от Софии тоже изрядно опустел – с 57 до 44 тысяч человек, и 70% его жителей трудилось на местных заводах, которые теперь стоят. И, скорее всего, работать не будут уже никогда. А значит, и численность населения впредь продолжит уменьшаться.

Безусловно, общая экономическая ситуация не могла не сказаться на рождаемости. Ныне в Болгарии она составляет 1,3 ребенка на женщину фертильного возраста. Для простого воспроизводства необходимо 2,2 ребенка.

Но дело не только в том, что болгарки не хотят или не могут позволить себе иметь детей. Все больше граждан республики эмигрирует – с 1989 по 2004 год таких набралось 800 тысяч. Причем, речь, очевидно, идет о наиболее динамичной и, как правило, молодой части населения. Так что горькие, а вовсе не «луковые» слезы невольно наворачиваются на глаза болгарских экспертов-демографов, когда они размышляют о будущем собственной страны.

Рецепты исправления ситуации настолько же хорошо известны, насколько трудно реализуемы. Явно не приходится рассчитывать, что экономическая ситуация в ближайшие годы изменится настолько, чтобы это положительно сказалось на рождаемости. Да и формирование своеобразного культа семьи с двумя-тремя детьми тоже требует от государства значительных усилий и немалых материальных затрат. Это для Болгарии тоже дело отнюдь не ближайшего будущего. А значит, пока продолжится скольжение в демографическую яму…

Андрей ГОРЮХИН

№1(7), 2007

№1(7), 2007