Главная > Дневник событий > РАСШИРЕНИЕ ЕС > Новые условия для новичков

Новые условия для новичков

image_pdfimage_print

Брюссель решил поспешать медленно

Число «27», похоже, стало пороговым для дальнейшего расширения Европейского Союза. После принятия в свои ряды с 1 января 2007 года Болгарии и Румынии – самых бедных и проблемных стран – эта и без того сложная процедура будет ужесточена: исполнительный орган Европейского Союза – Европейская Комиссия – определила основные условия, которыми будет руководствоваться Брюссель в отношении перспективы приема в ЕС последующих кандидатов.

Чиновники составили доклад на тему «Способность Союза интегрировать новых членов», в котором, в частности, говорится, что цель измененного подхода к расширению Союза – противодействовать «политическому климату растущей враждебности к странам-новичкам» в этом европейском «клубе». По данным статистического ведомства «Евробарометр», «поддержка гражданами ЕС новых расширений упала в последние два года с 52 до 45 процентов». Теперь Европейская Комиссия предлагает «увеличить демократическую легитимность» будущих вступлений в ЕС, требуя для этого одобрение его гражданами. По мнению Брюсселя, последние пять расширений Союза «были успешными с точки зрения политики и экономики, но плохо поняты жителями» ЕС из-за недостаточного разъяснения в средствах массовой информации. Намерение включить в дальнейшем в состав этого объединения страны Западных Балкан, а также Турцию, «серьезно пострадало после отрицательных результатов референдумов о единой европейской конституции во Франции и Голландии» в 2005 году.

В Брюсселе не могли не заметить, что на протяжении всего 2006 года представители Франции подчеркивали необходимость учитывать так называемую способность абсорбции Союзом новых участников, прежде чем решиться на этот шаг. Еще в марте 2005 года Париж изменил конституцию страны, которая теперь предусматривает, что после предусматриваемого вступления в ЕС Хорватии «принятию любой новой страны должен предшествовать референдум во Франции».

Как стало известно, в докладе Комиссии понятие «способность абсорбировать» заменено на «способность интегрироваться», что предусматривает оценку потенциала новичков приспосабливаться к нормам, действующим в Союзе, не ставя под угрозу политические цели, содержащиеся в договорах о создании этого объединения.

К тому же Брюссель полагает, что расширение за пределы 27 участников, которых Союз будет насчитывать с 1 января 2007 года, потребует проведения институциональных реформ.

Например, странам, вступившим в ЕС в 2004 и 2007 годах, придется дожидаться 2013 года, чтобы уравняться в «сельскохозяйственных правах» со «старыми европейцами». А тем временем процесс индустриализации этой отрасли экономики будет наносить тяжелый удар по мелким фермерам Болгарии и особенно Румынии, слабые производители вряд ли смогут выдержать конкуренцию, как сейчас это уже происходит в Польше.

Кроме того, по настоянию Германии и Австрии, внутренние границы Союза (шенгенская зона) пока остаются закрытыми для новичков. Причем, если власти Великобритании и Швеции не приняли ограничительных мер в отношении 10 стран, присоединившихся к ЕС в 2004 году, то в отношении Болгарии и Румынии эти меры уже станут действовать. Очевидно, что во многих государствах Союза опасаются не только распространения преступности и коррупции из этих стран, но и притока иммигрантов, в том числе, через болгарскую и румынскую территорию, из-за пределов ЕС. Ну а плюсами включения этих новичков считают возможность инвестирования в их экономику, поскольку в Болгарии и Румынии не завершен процесс приватизации, в том числе, в таких привлекательных сферах, как энергетика и банковский сектор.

Как бы то ни было, многие политики Хорватии уже считают свою страну, чуть ли не членом «единой европейской семьи», хотя официальное вступление их страны может произойти не ранее середины 2009 года. Новый импульс этому ощущению придало решение Союза принять в свои ряды Болгарию и Румынию с 1 января 2007 года, хотя некоторые западноевропейские аналитики подчеркивают, что ситуация в обеих странах «довольно непростая»: в них распространена коррупция, немало проблем в области независимости правосудия, недостаточен санитарный контроль и т.д.

Тем не менее, власти Хорватии стремятся завершить переговоры о вступлении в конце 2008 года, ведь в Загребе не без оснований рассчитывают на поддержку влиятельных покровителей Хорватии в лице Германии и Австрии.

В то же время, некоторые политики смотрят еще дальше, утверждая, что объединение 28 стран к 2020 году достигнет 42 участников. Более поздней группой новичков, по их мнению, должны стать остальные балканские страны – Албания, Сербия, Босния, Македония, Черногория. Позднее – Турция, а затем настанет черед Украины, Молдавии, Грузии, Армении… Другой вопрос – каким будет темп дальнейшего расширения и к чему это приведет. Ведь уже сегодня во многих столицах ЕС звучит тревога по поводу угрозы раскола между крупными и малыми странами Союза, и все более реальной становится перспектива дальнейшего продвижения интеграционного процесса «на разных скоростях» его участников.

Видимо, не случайно председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу призвал «взять паузу в отношении дальнейшего расширения» ЕС, после приема Болгарии и Румынии.

Александр СОКОЛОВ

В некоторых странах ЕС, в первую очередь, в Великобритании, довольно сильны опасения, что после приема Болгарии и особенно Румынии резко усилится организованная преступность.
По мнению британского министерства внутренних дел, уже сегодня 85 процентов преступлений, совершаемых в отношении банкоматов в этой стране, приходятся на долю преступных группировок, которые образованы выходцами из Румынии.
Власти намерены усилить меры безопасности для предотвращения этих и других правонарушений – сутенерства, уличного насилия, подделок документов и т.п. Лондон решил ограничить приток рабочих из этих стран скромной цифрой – 20 тысяч человек в год.

Свыше 36 процентов взрослых румын считают, что их жизнь после вступления страны в ЕС ухудшится. Как показал недавний опрос общественного мнения в Румынии, лишь 31,5 процента респондентов полагают, что, напротив, произойдет улучшение, а 23,4 процента – что ничего ощутимо не изменится.
Социологи объясняют это в том числе тем, что многие румынские политики откровенно предупреждали население о трудностях, которые ожидают их страну в переходный период, а также в условиях будущей жесткой конкуренции в Союзе.

Расширение зоны единой европейской валюты фактически оказалось заблокированным, поскольку из 10 новичков ЕС лишь Словения вступает в нее в начале 2007 года.
Остальные кандидаты на введение у себя евро пока не способны соблюсти Маастрихтские критерии, в том числе, достичь показателей политико-экономической стабильности.
Это, прежде всего, Венгрия, Литва (где высок уровень инфляции), Эстония, Словакия, Чехия, Польша (в этой стране велик бюджетный дефицит).
Что касается Польши, то на 2010 год запланирован референдум о переходе на евро, сообщила вице-премьер, министр финансов страны Зыта Гиловская.
«Мы будем готовы начать переговоры об этом в 2009 году, – сказала она. – Однако нельзя принимать решение по техническим вопросам, не узнав мнения граждан, которое должно быть выражено на референдуме. Я убеждена, что поляки одобрят евро на голосовании, а польская экономика будет готова к смене валюты».

№5, 2006

№5, 2006