Что принесет «Восточное партнерство»?


Представители 33 стран решили сотрудничать тщательнее

«Евросоюз испытывает жизненно важный интерес к тому, чтобы его соседи были стабильными странами», – такой фразой премьер-министр Чехии (теперь уже бывший) Мирек Тополанек резюмировал цель программы «Восточное партнерство». Она получила старт в торжественной обстановке 7 мая в Праге на первом совместном саммите «двадцати семи» с шестью бывшими республиками Советского Союза – Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.

Впрочем, встречей на высшем уровне пражский форум можно считать лишь с натяжкой: крупнейшие страны ЕС представляла канцлер ФРГ Ангела Меркель, поскольку руководители Великобритании, Франции, Италии и Испании не сочли нужным посетить столицу председательствующей в Союзе Чехии. Не было также лидеров Австрии, Латвии, Кипра, Мальты и Португалии; своим отсутствием блистали президенты Белоруссии и Молдавии Александр Лукашенко и Владимир Воронин.

Как напоминает испанская газета «Паис», идею «Восточного партнерства» наиболее активно продвигали правительства Польши и Швеции в противовес инициативе президента Франции Николя Саркози по созданию Средиземноморского союза: в Варшаве и Стокгольме опасаются нарушения равновесия внутри ЕС в ущерб интересам восточноевропейского региона.

Приступить к осуществлению этого плана Брюссель решил после прошлогоднего вооруженного конфликта России с Грузией. Программа нацелена на активное сотрудничество с «шестеркой» в социально-экономической и политической областях. От бывших советских республик требуется проведение демократических реформ, в частности, эффективная борьба с коррупцией, а ЕС в обмен на это обещает выделить до 2013 года 600 миллионов евро, причем – на всех. Пока неясно, как будут распределены эти скромные деньги, и как европейские чиновники станут оценивать качество требуемых ими реформ. Главная задача, как выразился один западноевропейский дипломат, «заякорить шестерку, как это уже удалось на Балканах».

Между тем, гораздо более важное значение, чем финансовая помощь, для младших участников «Восточного партнерства» имело бы введение безвизового режима, которого давно и настойчиво добиваются страны бывшего СССР. Однако Брюссель снова ушел от прямого ответа на щекотливый вопрос, заявив, что проблема «должна решаться отдельно в каждом конкретном случае». Очевидно, что власти ЕС опасаются не только еще большего наплыва преступных элементов и дешевой рабочей силы с Востока в условиях нынешнего кризиса, но и понимают, что отмена въездных виз, например, между Союзом и Украиной, привела бы к автоматическому их введению между Киевом и Москвой. Со всеми вытекающими последствиями для двух соседних стран, связанных теснейшими историческими, экономическими и, что самое главное – родственными узами…

В Праге руководители восточноевропейских государств и стран ЕС не смогли также договориться относительно ряда проектов, предложенных Брюсселем, и направленных на более активное взаимодействие внутри «шестерки».

Запуск программы «Восточное партнерство» стал, вне всякого сомнения, подтверждением стремления Евросоюза внедрить в странах, граничащих с Россией, свою «мягкую силу», играя привлекательностью во многих сферах. Такой морковкой, прежде всего, служит прозвучавшее обещание создать зону свободной торговли. Однако в Праге не было объявлено главного – хотя бы приблизительной даты принятия Украины и Грузии в ряды ЕС. В результате Киев и Тбилиси не скрывали своего разочарования итогами этой встречи. Зато они довольны тем, что брошен новый вызов влиянию Москвы в ее ближнем зарубежье. Ведь в декларации форума провозглашена цель – «ускорить политическую ассоциацию и экономическую интеграцию Союза с восточноевропейскими партнерами». Впрочем, Брюссель тут же оговаривается, что эта ассоциация «не направлена на ухудшение особых отношений ЕС с Россией».

Евгений ПОНОМАРЕВ