Быть ли новой архитектуре безопасности в Европе?


Вопреки предварительной повестке дня, вопросы безопасности стали едва ли не доминирующими на саммите ЕС-Россия во французской Ницце. В дискуссиях возобладала озабоченность, вызванная недавним военным конфликтом на Кавказе, а также перспективой развертывания в Чехии и Польше элементов американской системы противоракетной обороны и ответной мерой российской стороны – переброской ракет «Искандер» в Калининградскую область.

Хотя на эти вопросы не были даны конкретные ответы, французский и российский лидеры Николя Саркози и Дмитрий Медведев объявили о намерении предотвратить эти шаги, попытавшись достичь согласия о создании новой, современной системы общеевропейской безопасности. Инициатива такого плана принадлежит Д.Медведеву. С этой целью в июне или июле 2009 года должно состояться совещание на высшем уровне под эгидой ОБСЕ, которая объединяет 56 стран, включая США и РФ. Президент России выразил готовность рассмотреть такую возможность, хотя отношение Москвы к этой организации в последнее время стало весьма критическим, и призвал воздерживаться тем временем от односторонних мер.

Президент Франции в роли председателя ЕС вновь взял на себя ответственную посредническую миссию, явно дистанцировавшись от стратегического плана Вашингтона по созданию противоракетного щита в Европе, но одновременно проявив озабоченность в отношении возможной ответной меры российской стороны на американскую инициативу. По словам французского лидера, «создание противоракетной обороны ничего не принесет безопасности в Европе, а, напротив, лишь осложнит ситуацию».

Основная подготовка европейцев к предстоящему форуму будет проходить на апрельском саммите НАТО во французском городе Страсбурге, причем, во встрече будет участвовать новый президент США Барак Обама в ходе своего первого официального визита в Европу. Как отмечают наблюдатели в Брюсселе, с учетом неизбежных изменений во внешней политике Америки эта встреча может стать весьма своевременной и подходящей для улучшения отношений в области безопасности между Западом и Россией.

Тем временем, позиция Н.Саркози относительно размещения ракет в Европе (он выступил с призывом «не говорить более о развертывании ракет» до проведения намеченного форума) вызвала недовольство в Праге и Варшаве. Чешский вице-премьер Александр Вондра заявил, что французский президент «не обладает мандатом, позволяющим ему требовать замораживания американского плана в отношении ракетного щита. Франция предварительно даже не проконсультировалась с нами» по этому вопросу. В свою очередь, премьер-министр Польши Дональд Туск сказал: «Не думаю, что третьи страны, даже такие дружественные нам как Франция, могут иметь право высказываться по этому (двустороннему) вопросу». Таким образом, оба деятеля публично подтвердили, что Прага и Варшава собираются решать вопросы обеспечения своей безопасности напрямую с Вашингтоном, и что их не слишком волнует мнение партнеров по ЕС…

Как бы то ни было, но уже сегодня очевидно: европейско-российский саммит в Ницце ознаменовал не только заметное сближение позиций двух сторон по многим проблемам, но и обозначил снижение напряженности в отношениях между Западом и Востоком нашего континента.

Сергей ТРОФИМОВ

№11(27), 2008