Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Сдвинулись с мертвой точки

Сдвинулись с мертвой точки

image_pdfimage_print

переговоры о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве

Как говорится, кто старое помянет – тому глаз вон, но все же кто старое забудет – тому оба вон. Поэтому не будем забывать о том, как в канун истечения юридического срока нынешнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на официальном уровне с европейской стороны звучали только дежурные похвалы давно исчерпавшему себя документу. Хотя уже задолго до этого было ясно, что пора, давно пора начинать переговоры о новом соглашении. Но тогда брюссельские чиновники, еще не пришедшие в себя после триумфального, как им тогда казалось, расширения ЕС в 2004 году, старательно делали вид, что России это нужно гораздо больше, чем Союзу. А потому «клиента» надо хорошенько промариновать, чтобы размяк и согласился на все требуемые уступки.

Затем Европейская Комиссия получила несколько чувствительных ударов – не от России, упаси бог, нет! – от собственных сограждан, обрушивших любовно выстраивавшуюся конструкцию европейской конституции, и от тех самых новичков, вступление которых в общеевропейские ряды еще недавно приводило Брюссель в состояние эйфории. Сперва поляки, а потом и литовцы решили, что зависевший от их согласия мандат на переговоры с Россией – хорошая возможность утрясти собственные бизнес-проблемы с восточным соседом. Москве опять пришлось терпеливо ждать, пока Европейская Комиссия наведет порядок в собственном доме.

Это удалось сделать к началу нынешнего лета. И вот на встрече в верхах, проходившей в конце июня в сибирском Ханты-Мансийске, была дана отмашка*1 началу переговоров о новом документе, который, как обещают, будет учитывать все изменения, происшедшие в отношениях за последние полтора десятилетия и все реалии сегодняшнего дня. Первый раунд уже состоялся 4 июля*2.

Без всякого риска ошибиться, можно сказать, что переговоры эти будут не то что непростыми, а очень и очень сложными. Почему? Ведь вроде бы ЕС и Россия поддерживают экономические отношения*3, которые европейская сторона без обиняков называет «здоровыми» (Ж.М.Дуран Баррозу)? Хотя и настаивает на том, что есть необходимость «преодолеть некоторые препятствия» (он же).

Речь, прежде всего, об Энергетической хартии, точнее – протоколе к этому документу, который мог бы отрегулировать отношения в этой сфере так, как это удобно европейским странам. Одна беда: России это совсем ни к чему. И она вовсе не скрывает своего нежелания подписывать этот документ. Удастся ли совместить несовместимое? И в какой форме? Поживем – увидим.

Обсуждение политической тематики будет ничуть не более простым. К тому, чтобы терпеливо выслушивать мантры о «единых европейских ценностях» и поучения о том, как ей развивать демократию, Россия давно привыкла. Что поделаешь – дежурное блюдо. Вроде винегрета в вокзальном буфете.

Но вот как убедить Москву, что вступление Украины и Грузии в НАТО пойдет ей только во благо? И что размещение американского радара в Чехии упрочит мир и безопасность на континенте? Причем, не только на американском, но и на европейском. Какие оправдательные аргументы сумеет подобрать Брюссель? А есть еще Косово, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия – тем для обсуждения тут будет с избытком.

В общем, в политической тематике полностью проявится размытость позиции ЕС, поскольку разговоры о единой внешней политике и политике безопасности так и остаются разговорами, причем на протяжении многих лет. И сизифов труд Хавьера Соланы так и не приводит к осязаемым результатам. Все пока застыло на вербальном уровне.

Да, переговоры будут трудными, этот очевидно. А сколько они продлятся? Если больше полутора-двух лет, то овчинка едва ли стоит выделки: предмет обсуждения устареет, и всю работу можно будет начинать сначала. Удастся ли уложиться в осмысленные сроки? Пока это неясно.

И все же стоит постараться, ведь если и в самом деле стороны подпишут всеобъемлющий и юридически обязывающий документ, то можно будет всерьез говорить о некоем стратегическом партнерстве. Подобных равноправных договоров у Европейского Союза нет ни с одним государством. Ныне действующее СПС изготовлено по стандартной «рыбе», используемой для так называемых «третьих стран». Эдакие слегка модифицированные «уверения в совершенном почтении» и обещания жить в вечной дружбе и согласии. Красиво, но ни к чему не обязывает.

А в отношениях России и ЕС, как мы уже говорили, время такого «благорастворения воздухов» давно миновало.

Антон ЧАРКИН

*1 Совместное заявление Саммита ЕС-Россия о начале переговоров о новом соглашении Россия-ЕС
Мы, лидеры Российской Федерации и Европейского Союза, начали сегодня в Ханты-Мансийске переговоры о новом Соглашении Россия-ЕС, которое заменит нынешнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 года. Мы пришли к согласию относительно того, что нынешнее Соглашение продолжит оставаться в силе, пока не будет заменено новым Соглашением.
Мы договорились, что целью работы будет заключение стратегического Соглашения, которое установит всеобъемлющие рамки для отношений Россия-ЕС на обозримое будущее и поможет развитию потенциала нашего партнерства. Оно должно укрепить правовую основу отношений между Европейским Союзом и Россией; в Соглашении также должны быть представлены юридически связующие обязательства, которые охватывают все основные сферы наших отношений, включенные в четыре общих пространства Россия-ЕС и их «дорожные карты», одобренные на саммите в Москве в мае 2005 года.
Новое Соглашение будет основываться на международных обязательствах, связывающих Россию и Евросоюз. Соглашение будет содержать необходимые институциональные положения, призванные обеспечить эффективность сотрудничества Россия-ЕС.
Первый раунд переговоров состоится в Брюсселе 4 июля.
*2 Россия-ЕС: так стартовали переговоры
Представители Европейской Комиссии и России встретились 4 июля в бельгийской столице. Основное внимание было уделено тому, чтобы наметить содержание переговоров в целом, выработать повестку по отдельным темам и составить график встреч. Делегацию ЕС возглавляет генеральный директор генерального директората по внешним связям Энеко Ландабуру, российскую – посол РФ при ЕС Владимир Чижов.
Бенита Ферреро-Вальднер, куратор внешних связей в Европейской Комиссии, заявила: «Всего лишь через неделю после принятия в Ханты-Мансийске политического решения о начале переговоров, команды переговорщиков собираются здесь в Брюсселе. Наша цель – выработать всеобъемлющее и содержательное Соглашение, которое послужит институциональной и правовой основой отношений на долгое время. Новое соглашение поможет полностью раскрыть потенциал партнерства, основанного на взаимных интересах».
Новое соглашение создаст юридически обязывающую основу для будущего сотрудничества между ЕС и Российской Федерацией и поможет продолжить уже ведущуюся работу по созданию четырех общих пространств.

 

*3 Как выглядит взаимная торговля между ЕС и РФ?
Дефицит 27 стран Европейского союза в торговле товарами с Россией составил в 2007 году 54 миллиарда евро. В торговле услугами сальдо у европейцев, напротив, положительное – 7 миллиардов евро.
С 2000 по 2007 год объем торговли ЕС с Россией в стоимостном выражении почти утроился: экспорт вырос с 23 миллиардов евро до 89 миллиардов, а импорт увеличился с 64 миллиардов евро до 144 миллиардов. В результате, дефицит ЕС в торговле с Россией увеличился с 41 миллиарда евро в 2000 году до до нынешнего уровня. Он обусловлен импортом энергоносителей, который вырос с 36 миллиардов евро в 2000 году до 94 миллиардов в 2007.
Доля России в общей внешней торговле товарами с ЕС почти удвоилась в период с 2000 по 2007 годы. В 2007 году на Россию пришлось немногим более 7% экспорта и 10% импорта ЕС. Россия стала третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая.
В 2007 году экспорт ЕС сырьевых товаров в Россию составил 9 миллиардов евро, а импорт – 100 миллиардов, дефицит по этому показателю достиг почти 92 миллиардов евро. Экспорт ЕС промышленных товаров в Россию был на уровне 79 миллиардов евро, а импорт – 22 миллиардов. Положительное сальдо достигло 57 миллиардов евро.
Половина экспорта ЕС в Россию в 2007 году составляли товары машиностроения и средства передвижения. Основной экспорт ЕС в Россию – автомобили, медицинские товары, мобильные телефоны и телевизоры, а основным импортом были нефть, газ, уголь, алюминий и никель.
Среди 27 стран-членов ЕС Германия (28 миллиардов евро, или 32% экспорта ЕС) была первым экспортером в Россию в 2007 году. За ней следует Италия (10 миллиардов, или 11%). Германия (28 миллиардов, или 19%) стала также и крупнейшим импортером. За ней следуют Нидерланды (18 миллиардов, или 13%) и Италия (14 миллиардов, или 10%).
Нидерландский импорт, и, в этой связи, торговый дефицит, переоценены из-за «роттердамского эффекта», когда товары, предназначенные для остального ЕС, прибывают и регистрируются в единой внешнеторговой статистке ЕС как ввезенные этой страной. Это, в свою очередь, положительно влияет на балансы внешней торговли с Россией тех стран, куда эти товары реально реэкспортируются, поскольку такие поставки регистрируются как внутренняя торговля, а не как внешняя торговля ЕС с Россией.
Только у шести стран ЕС в 2007 году зарегистрировано небольшое положительное сальдо в торговле с Россией. У остальных стран зафиксирован дефицит. Самый большой дефицит у Нидерландов (минус 11 миллиардов), Польши и Испании (у обеих минус 6 миллиардов), у Франции и Италии (у обеих минус 5 миллиардов).
(По данным «Евростата»)

№7(24), 2008

№7(24), 2008