Блеск и нищета французского председательства


Франция слагает 31 декабря 2008 года полномочия председателя Европейского Союза, передавая скипетр маленькой Чехии. На долю Парижа за минувшие полгода выпал один из самых тяжелых периодов, когда французская дипломатия и лично президент Франции Николя Саркози были в авангарде многих битв.

Помимо текущих проблем, работа по которым заранее планировалась французским руководством на период своего пребывания у руля ЕС, Парижу пришлось действовать в условиях двух острейших кризисов.

Один из них начался в августе и связан с последствиями грузинской агрессии против Южной Осетии и Абхазии (хотя в Брюсселе вряд ли согласятся со словом «агрессия» – там еще не успели отойти от языка политкорректности). Эти события поставили сразу несколько стратегических для ЕС вопросов: будущее отношений с Россией во всем их комплексе, принципиальный подход к постсоветскому пространству, определение пределов расширения Союза, выработка общего для стран ЕС знаменателя во внешней политике.

Второй – глобальный финансово-экономический кризис, который захлестнул всех, придя из США после годового инкубационного периода. Здесь вызовы оказались еще масштабнее, поскольку связаны с сильным сбоем англосаксонской финансовой модели капитализма, активно экспортировавшейся по миру.

В этих непростых условиях Франция и ее президент показали себя с наилучшей стороны.

В разгар конфликта в Закавказье Париж не поддался экстремистам и возражениям США. Он сыграл самостоятельную положительную роль в его урегулировании, действуя от имени всего ЕС на свой страх и риск, без бесконечных предварительных обсуждений. Считающаяся близкой к Елисейскому дворцу газета «Фигаро» приводит такие слова из окружения Н.Саркози: «Мы отправились в Москву без европейского мандата, но это не создало проблем. Нашим партнерам мы сказали: «Мы управляем кризисом, делаем все возможное, но с вами не обсуждаем. В противном случае разбирайтесь со всем сами». В результате в отличие от того, что произошло в Боснии или Косово, кризис был урегулирован между европейцами. Гротескно было бы следовать призывам мобилизоваться против России».

Благодаря этому укрепился престиж ЕС и Франции, а бесконечно важный для обеих сторон диалог с Россией смог взять новый старт, возможно, на новом уровне доверия и осознания взаимной зависимости.

Решительностью и инициативностью были отмечены французские действия в условиях финансового кризиса. Н.Саркози оказался одним из тех лидеров, которые раньше других, еще на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2008 года, обозначили масштабность надвигающихся на глобальную экономику проблем. В те дни он запомнился неожиданной в его устах критикой англосаксонской модели и активными действиями по поиску многосторонних, смелых и системных ответов на новый вызов, в том числе, на встрече лидеров «Группы 20».

На уровне ЕС Франция стала одним из проводников активного государственного стимулирования экономики, продвигала пакет мер помощи в масштабах Союза в размере 1,5% ВВП. Ей удалось мобилизовать большую группу крупных (например, необычную в этой роли Великобританию) и не очень больших стран, и вопреки возражениям своего традиционного союзника и партнера Германии продавить эти меры в Брюсселе.

Много можно говорить о чисто ЕСовских проблемах, которыми занимался Париж эти полгода, в чем-то преуспев, в чем-то – не очень. В качестве минуса можно отдельно отметить накопившиеся сложности во франко-германских отношениях, которые десятилетиями были мотором европейского строительства. На многие вопросы в Берлине и Париже смотрят по-разному, да и отношения между лидерами, как утверждают, далеки от идеала, причем, основная ответственность лежит на хозяине Елисейского дворца. Тем не менее, все эти проблемы уходят на второй план и кажутся мелочными по сравнению с тем, насколько успешно Франция реагировала на кризисы.

Все предпринятые ею меры были отмечены своеобразным стилем французского президента, который не всем нравится, в том числе в ЕС. Активные действия вместо бесконечных согласований, прямая речь вместо округлых коммюнике – это не слишком в брюссельских правилах и привычках. Тем не менее, в Париже считают, что французское председательство встряхнуло нравы Европейского Союза, который Н.Саркози приучил к другому ритму. Подхватит ли факел Чехия?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№12(28), 2008