Главная > Тенденции & прогнозы > Страна-председатель > Стратегический Форум в Бледе

Стратегический Форум в Бледе

image_pdfimage_print

Словения готовится возглавить ЕС

Предстоящее председательство в Европейском Союзе – дело серьезное и престижное. Государства-члены начинают готовиться к нему заранее. Председательство дает уникальную возможность укрепить свой престиж на международной арене, продвинуть свои национальные интересы в европейском контексте, решить с опорой на ЕС некоторые вопросы внутренней повестки. Словения не является исключением. С 1 января 2008 года Любляна встанет за штурвал тяжелого многопалубного корабля ЕС. Она сменит на капитанском мостике Португалию. Еще через полгода на нем окажется Франция.

Конечно, страна, возглавляющая ЕС, обязана руководствоваться узким коридором приоритетов, обеспечивать преемственность и последовательность внутренней и внешней политики Союза, следовать тому, о чём она договорилась с предшествующим и последующим председательством. Тем не менее, каждое государство-член накладывает на то, как функционирует это объединение, ощутимый отпечаток своей индивидуальности.

Для Любляны председательство в ЕС не только вызов. Это самое настоящее испытание. Никто из новых государств-членов до сих пор не возглавлял интеграционное объединение. К тому же Словения – чуть ли не самая маленькая страна ЕС. Ее население не превышает 2 миллионов человек. Государственная служба также малочисленна. Международный опыт недостаточен. А за полгода Любляне придется провести около 4 тысяч всевозможных заседаний и 6 министерских встреч.

Поэтому еще в 2004 году парламент Словении проголосовал за вхождение страны в «тройку ЕС» вместе с Германией и Португалией. С тех пор Любляна тесно взаимодействует с Берлином и Лиссабоном. На финансирование расходов по председательству выделено 62 миллиона евро. Они будут затрачены как на обеспечение кадровой и экспертной поддержки председательства, так и на строительство новых офисных площадей не только в столице, но и в Брдо, Крайне, Бледе, Порторосе. Под началом премьер-министра создана рабочая группа по подготовке к председательству. В нее вошли также госсекретарь по европейским делам, министры иностранных дел, финансов и министр по делам гражданской службы. При ней созданы пять функциональных групп. К подготовке подключены все другие правительственные и государственные структуры.

По итогам консультаций с коллегами из Берлина и Лиссабона, Любляна определилась с приоритетами своего председательства. Ими названы реализация Лиссабонской стратегии, интеграция в ЕС Западных Балкан, энергетическая политика и противодействие изменению климата, диалог между различными обществами и культурами. К числу приоритетов отнесено также поэтапное включение в Союз всех других частей бывшей Югославии, начиная, конечно, с Хорватии. Большое внимание Любляна будет, естественно, уделять налаживанию более эффективного функционирования институтов ЕС. Важная задача, которую она перед собой ставит, – продолжение курса, намеченного Германией, на более артикулированное присутствие в Закавказье и Средней Азии.

Стратегический Форум в Бледе, прошедший в одном из самых очаровательных уголков Словении 26-27 августа 2007 года, хорошо вписывается в эту перспективу. Он стал важным этапом на пути подготовки Любляны к председательству в ЕС. В заголовок Форума была вынесена громкая броская тема – «Европа в 2020 году: расширение и интеграция». Его организаторы предложили главным докладчикам и участникам обсудить такие острые и актуальные вопросы, как скорейшая интеграция в ЕС остающихся пока вне его стран Юго-Восточной Европы, переговоры с Турцией, установление привилегированных отношений с Закавказьем и конкретизация политики в отношении Средней Азии. Особый акцент был сделан также на проблематике устойчивого развития, противодействии изменению климата, выработке экологически ориентированной энергетической политики для ЕС и всего мира. Почти каждой из этих тем был посвящен отдельный «круглый стол».

Первый из них прошел на уровне глав государств и правительств. Чуть позже с отдельным обращением к участникам, больше похожим на политическое завещание, выступил бывший посредник ООН на переговорах между Белградом и Приштиной Мартти Ахтисаари.

В своих вступительных репликах на открытии Форума премьер-министр Словении Янез Янша, министр иностранных дел Димитрий Рупел и другие официальные представители Любляны напомнили, в каких сложных условиях страна принимает на себя формальное лидерство в ЕС. Соотношение сил в мире меняется. Экономическое развитие Китая и Индии идет беспрецедентно быстрыми темпами. Они стремительно превращаются в экономических гигантов. Конкуренция на мировых рынках усиливается. Перед лицом таких вызовов, как международный терроризм, трансграничная преступность и т.д., растет потребность в более эффективном международном сотрудничестве. Хотя до него, как это ни огорчительно, пока довольно далеко.

Вместе с тем, у ЕС имеются все возможности для того, чтобы успешно справиться со столь непростой ситуацией. ЕС является крупнейшим мировым экономическим центром. Он обладает колоссальными финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Евро превратился в одну из ведущих мировых валют. ЕС обретает новый динамизм. Залогом его уверенного поступательного развития являются высочайшие демократические человеческие ценности, которых он придерживается. На их основе он готов и стремится укреплять отношения со всеми соседними странами, в том числе и региона Прикаспия, идя и дальше, взвешенно и продуманно, по пути расширения.

Как бы продолжая эти вводные замечания, президент Грузии попытался объяснить в простой и доходчивой форме, почему Брюсселю надо, почему он просто обязан развивать привилегированные связи с Тбилиси. В своем выступлении он постарался нарисовать максимально притягательный образ новой Грузии. Маленькой, но гордой. Уверенно вступившей на путь трансформации. Твердо противостоящей давлению сурового северного гиганта. Остро нуждающейся, естественно (или поэтому), в дружески протянутой руке Европейского Союза. И НАТО. Вообще всех государств демократического лагеря.

Михаил Саакашвили (в отличие от многих других) не зачитывал заранее подготовленный текст. Но его выступление было хорошо структурировано, выверено и довольно тонко нюансировано. Произнесено оно было на гораздо лучшем английском, нежели последовавшие затем ответы на вопросы. Президент Грузии нарисовал следующую картинку. Все последнее время из Москвы его осаживали, пугали экономической блокадой и газовой удавкой. С прошлого года угрозы стали реальностью. Цены на газ подняты в четыре раза. Тбилиси платит за него больше, чем кто бы то ни было. Да и то, поставки энергии и энергоносителей идут с трудно объяснимыми перебоями. Тбилиси лишен традиционных рынков сбыта. Резко ограничены его транспортные возможности.

Но все эти меры не возымели действия, на которое рассчитывала Москва. Грузию не сломили. Более того, страна развивается быстро и динамично. Ее социально-экономические успехи неоспоримы. За последние пару лет сделано больше, чем другие делают за десятилетия. Объяснение этому кроется в твердом курсе реформ, проводимом руководством страны, выбором в пользу ценностей, общих для новой Грузии и государств-членов ЕС. Экономика раскрепощена. Энергетический сектор модернизирован. Ведется беспощадная борьба с коррупцией. В правоохранительных органах. Повсюду. Старая бюрократия убрана со своих постов. Ей на смену пришло новое чиновничество. Оно воспитано в других, европейских, демократических, традициях.

Успехи могли бы быть еще весомее. Особенно в том, что касается борьбы с преступностью и коррупцией в стране. Но этому мешают черные дыры, в которые выродились Южная Осетия и Абхазия, поддерживаемые Россией. Южная Осетия – малюсенькая и нежизнеспособная. Она превращена в военный лагерь. Абхазия некогда была советской Ривьерой. Нынешняя структура населения сложилась в результате страшных этнических чисток. Народы Европы не имеют права забывать об этом.

Урегулирование внутренних конфликтов необходимо. Оно поможет Грузии органично развиваться. Но не только. Оно снизит напряженность в регионе, устранит основания для политических и военных провокаций. В этом заинтересованы не только ближайшие соседи. Это принесет пользу всей Европе. Важно только, чтобы урегулирование шло естественным путем.

Ни в этом, ни в других вопросах, по мнению Михаила Саакашвили, конфронтация с Россией Брюсселю не нужна. ЕС нужно лучше понимать ее комплексы, учитывать их, выстраивать с Москвой более тесные связи, делать ставку на включение, а не изоляцию.

Правда, отвечая на наводящие вопросы, президент Грузии был несколько более резок. Саму возможность оценки независимости Косово в качестве прецедента для Абхазии он отмел как чистой воды популизм и оппортунизм. Населению Южной Осетии он предрек самоосвобождение, обретение свободы делать то, что хочется, в том числе «танцевать, а не жить в обнимку с автоматами Калашникова». Первую реплику аудитория встретила аплодисментами, вторую – смехом.

Выступления остальных глав государств и правительств, прибывших на открытие Форума, – из Хорватии, Литвы и Македонии – носили, скорее, дежурный характер. На фоне гораздо более выигрышной речи грузинского коллеги казались блеклыми и пресноватыми. К тому же лидеры своих стран почти не отрывались от заготовленного для них текста.

Глава хорватского правительства Иво Санадер говорил так, как если бы Хорватия уже была членом ЕС. Он сосредоточился преимущественно на необходимости скорейшего решения общих проблем интеграционного объединения, включая завершение исторического процесса расширения, и ожидающем его светлом будущем. Его литовский коллега Гедиминас Киркилас, напротив, постарался обойти острые углы внутренней повестки Союза. Зато довольно много внимания в его выступлении было уделено оценке процессов, протекающих в России, и отношениям между Брюсселем и Москвой. Помимо стандартного набора упреков в адрес России и хорошо известных клише, ничего нового не прозвучало. Дескать, Кремль сталкивает страну с торного пути демократии. Продолжается имперская политика в отношении соседних стран. Используется энергетическое оружие. Москва волюнтаристски, в одностороннем порядке прекратила поставки нефти по магистральному трубопроводу на НПЗ в Литве. Перед лицом угроз, исходящих с Востока, ЕС нуждается в выработке общей энергетической политики. Такая политика призвана стать одним из ключевых элементов общего подхода, которого все государства-члены должны придерживаться, ведя свои дела с Россией. В свою очередь, председатель правительства Македонии Никола Груевский ограничился описанием ситуации в своей стране, чтобы убедить аудиторию в необходимости ее скорейшей интеграции в ЕС.

Второй день Стратегического Форума прошел на уровне министров иностранных дел и других высоких должностных лиц, ответственных в своих странах за европейскую политику и интеграцию. Прелесть обсуждения заключалась в том, что все выступающие стремились убедить друг друга, насколько расширение важно, насколько оно необходимо ЕС, Европе и прилежащим странам. Более того, даже неизбежно. На одном из «круглых столов» обсуждалось будущее Балкан. На другом – Закавказья (и Средней Азии). На третьем – Турции. По своей структуре, за редким исключением, выступления официальных лиц следовали единой логике. В них давалось комплиментарное описание достигнутых успехов, подчеркивалось, насколько соответствующий регион важен для Союза, содержались заверения в лояльности по отношению к Брюсселю и приверженности общим ценностям. Дальше начинались нюансы. Так, представители Грузии взяли на себя роль лоббистов скорейшего принятия Турции в ЕС. Министра иностранных дел Сербии попросили подтвердить обещание, данное чуть ранее вновь сформированным правительством, теснейшим образом сотрудничать с Международным трибуналом по бывшей Югославии. Он заявил, что такое сотрудничество является абсолютным приоритетом, что все надлежащие усилия для того, чтобы изловить лиц, обвиняемых в преступлениях против человечества, и передать в руки Гаагского правосудия, будут предприняты. Министры Армении и Азербайджана, что стало уже грустной традицией, предложили несколько разную оценку процессов, протекающих в регионе, и перспектив субрегионального развития.

Но наибольшее впечатление на присутствующих произвела речь представителя Турции Огуза Демиралпа. Он очень доходчиво и убедительно объяснил слушателям, что без Турции остальная часть Европы элементарно не выживет. Она нежизнеспособна. Старый Свет вымирает. Он охвачен экономической стагнацией. Утратил динамизм. Теряет позиции. Собственных ресурсов у него нет. В военном отношении откровенно слаб. Самостоятельно ответить на вызовы безопасности не в состоянии. С вступлением в ЕС Турции все изменится к лучшему, как по мановению волшебной палочки. И с рабочей силой все будет в порядке, и с экономическим развитием, и с безопасностью. Но примет в свои ряды ЕС, конечно же, не сегодняшнюю Турцию, а совершенно иную страну, которой Турция станет буквально в ближайшем будущем. Уже сейчас Анкара очень далеко продвинулась вперед. Однако все понимают: предстоит еще много сделать. И это будет сделано. Через вполне обозримый промежуток времени Турция будет полностью удовлетворять копенгагенским критериям. От них никто не отказывается. И планку требований не предлагает снизить. Только для того, чтобы такой сценарий реализовался, Брюссель и все столицы должны твердо и определенно признать: Турция будет в составе ЕС.

Любопытно, вместе с тем, что даже после столь зубодробительных высказываний практически все ораторы из государств-членов ЕС ушли от ответа на вопрос, прямо поставленный модераторами, относительно того, чего ждать Турции, Украине, может быть, некоторым другим третьим странам, от Брюсселя.

Зато они вполне однозначно разъяснили свою позицию по Косово. ЕС будет сотрудничать в нахождении решения с Вашингтоном и Москвой. Не надо забывать только, что за план Ахтисаари выступают США, НАТО, ЕС, весь мир. Лишь одна страна, хоть и влиятельная, против. Сербам и косоварам дан последний шанс самостоятельно найти компромисс. Найдут – тем лучше. Не найдут, – государства-члены ЕС и все солидарные с ними страны, вне зависимости от позиции Совета Безопасности ООН, пойдут на признание независимости. Позиция четкая, ясная, без экивоков. Единственно, она полностью обессмысливает переговоры между Белградом и Приштиной. Зачем их вести, становится непонятно.

Некоторую долю здорового провокационного скептицизма внесли в дискуссию, надо отдать им должное, представители экспертного сообщества из ведущих мозговых центров Европы, в том числе российских, без чего она грозила полностью утратить связь с реальностью, превратиться в официоз, междусобойчик, эдакое самолюбование гламурного свойства.

Они напомнили, что последнее расширение носило преимущественно политический характер, хотя формально и было обставлено решениями о том, что все всему, чему нужно, соответствуют. В результате недавно вступившие члены пока что не совсем усвоили внутреннюю культуру ЕС. Будущим же кандидатам до нее далеко. Им еще расти и расти.

Кроме того, ЕС должен обладать достаточными абсорбционными возможностями и своей особой идентичностью. Ему нужно научиться эффективно работать в новых условиях. Пока перестройка институтов, адаптация процедур и механизмов застопорились.

Плюс к этому, необходимо, чтобы у ЕС были четко очерченные, обоснованные границы. Предполагать, что Союз может расширяться бесконечно или расширяться в сторону Африки или Азии, было бы абсурдом.

ЕС пора усиливать военно-политическую составляющую своей деятельности, всерьез заняться политикой добрососедства, поискать новые подходы, включая альтернативу расширению. Оно является лишь одним из возможных и не всегда лучшим вариантом. Может быть, стоит задуматься о формировании новых экономических и политических сообществ по периметру ЕС. Руководство Франции вышло с соответствующими предложениями. Одно из них касается, в частности, сообщества стран Средиземноморья. Другое направление – создание внутри самого ЕС множества сообществ с разной степенью интеграции и разной геометрией.

Не стоит преувеличивать и успехи стран, претендующих на особые отношения с ЕС. Нужно посмотреть более длительную траекторию их развития, отделить слова и обещания от конкретных дел. Так, двузначные цифры экономического роста не должны вводить в заблуждение. Важно видеть, каков стартовый уровень. Надо понимать, что вроде бы успешные нефтедобывающие страны тяжело больны. Они заражены трудно излечимым вирусом «голландской болезни». Она накладывает страшный отпечаток не только на экономику, но и на все общество.

Рассуждать о независимости Косово, приглашая на обсуждение в основном проблемные страны, несколько опрометчиво. Можно легко опровергнуть заклятие, постоянно повторяемое Брюсселем, о том, что случай с Косово уникальный, ни на что непохожий, что он не может служить прецедентом при урегулировании конфликтов в других уголках планеты.

Да и сам вопрос о предоставлении независимости Косово не так однозначен. Потенциально она может взорвать регион. Не исключено, что проблему Косово следует рассматривать одновременно и в тесной увязке с комплексом решений о расширении ЕС. На практике речь могла бы идти, например, о синхронизированном предоставлении всем странам ЮВЕ, остающимся за бортом ЕС, статуса государств-кандидатов на вступление в интеграционное объединение.

Заниматься обсуждением, какой Европа станет в 2020 году или какой она должна быть, в отсутствие таких важных игроков, как США, Россия и Украина, не очень корректно…

Тем не менее, подводя своеобразный итог дискуссии, один из именитых участников подчеркнул: США и Россия имеют к Европе периферийное отношение. ЕС нужно самому решать свои внутренние проблемы, самому определяться со своими будущими границами.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

Любляна – Блед – Брюссель – Москва

№8-9(14), 2007

№8-9(14), 2007