Пост сдан и принят

image_pdfimage_print

Германия передала Португалии эстафету председательства в ЕС

У штурвала Европейского Союза с 1 июля – Португалия, небольшая даже по меркам Старого Света древняя страна на краю континента. С момента вступления в это интеграционное объединение 1 января 1986 года, Лиссабон председательствует уже третий раз, причем, исполнение обеих предыдущих руководящих ролей никто не отважится назвать не только провальным, но и посредственным.

На этот раз, пожалуй, даже не слишком проницательным наблюдателям было заметно, с каким облегчением в конце июня германское правительство готовилось передать португальским коллегам эту почетную и ответственную функцию, продлившуюся, как обычно, целых шесть месяцев. Ведь на долю Берлина и лично нового канцлера ФРГ Ангелы Меркель выпало в минувшем полугодии немало серьезных тягот и сложных головоломок. Чего только стоит «бодание» с руководителями Польши, братьями-близнецами Лехом и Ярославом Качиньскими, которые, несмотря на уговоры, так и не отказались от блокирования начала переговоров Брюсселя с Россией относительно нового Соглашения о стратегическом партнерстве, а затем, вплоть до встречи ЕС на высшем уровне 21-22 июня, грозившими застопорить наметившееся продвижение к выработке нового проекта конституции, поскольку Варшаву не устраивает принцип подсчета голосов каждой из 27 стран при принятии важнейших решений Союзом.

В таком политическом антураже принимать эстафетную палочку новому председателю, прямо скажем, невесело. Поэтому понятно настроение, доминирующее в португальской дипломатии, которое можно свести к формуле: надежда вперемешку с опасениями. Надежда на то, что почетное право провести торжественную церемонию подписания нового Конституционного договора ЕС (хотя сама Португалия и не ратифицировала старый проект), если удастся переубедить Польшу и некоторые другие страны, выпадет на долю Лиссабона. А опасения вызваны тем, что деликатная ситуация в сербском крае Косово выйдет из-под контроля и станет новой драмой для всей Европы. И это перечеркнуло бы все вероятные достижения португальских дипломатов за целое полугодие кропотливой работы, при которой необходимо учитывать интересы и мнения ни много, ни мало 26 партнеров по ЕС.

Всего правительство премьер-министра Португалии Жозе Сократеша наметило четыре крупных приоритетных цели своего председательства.

Это завершение согласования и одобрение нового текста единой европейской конституции; придание импульса политике научно-технических инноваций, создание рабочих мест и защите окружающей среды в соответствии с Лиссабонской стратегией; добиться результатов в деле регулирования иммиграции и в единой политике внешней безопасности ЕС в Средиземноморском регионе; достичь стратегических соглашений с Бразилией и странами Африки. При этом в Лиссабоне понимают: достижению всех этих важных целей могут воспрепятствовать непрекращающиеся международные конфликты, прежде всего, в Афганистане, Ираке, Дарфуре (Судан) и Зимбабве, а также острейшая актуальная проблема – определение будущего статуса Косова Советом Безопасности ООН.

Как бы то ни было, но в последние недели и в Лиссабоне, и в Брюсселе выражают осторожный оптимизм в отношении того, что Португалии все-таки удастся разблокировать начало переговоров ЕС-Россия о заключении нового базового соглашения между двумя сторонами. А что касается работы над текстом единого европейского закона, то, по словам португальского премьера Ж.Сократеша, речь фактически идет о «строительстве более сильной Европы для лучшего мира; Европы, способной достойно встретить глобальные вызовы и воспользоваться возможностями происходящих в мире перемен». Выступая в парламенте Португалии, глава правительства признал, что новый документ «не будет претендовать на характер конституции», но при этом подтвердит фундаментальные ценности Европейского Союза. Он выразил надежду, что этот документ удастся принять уже на неформальном саммите ЕС в Лиссабоне 18-19 октября. Столь жесткий график действий объясняется необходимостью ратификации этого документа всеми странами до начала парламентских выборов в ЕС в 2009 году.

Выполнение подобной амбициозной программы требует огромных усилий от страны-председателя, и португальцы предпринимают их с первого же дня пребывания на этом ответственном посту. Лиссабон не скрывает, что рассчитывает получить ощутимое содействие своих партнеров, а также надеется на благоприятную международную обстановку в целом.

Валерий СМИРНОВ

Новый проект европейского конституционного договора сохраняет суть и основные положения отвергнутого в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах текста. Он дополнен рядом важных положений, таких как необходимость борьбы с климатическими изменениями, проявления солидарности в области энергетики и большего учета совместных экономических интересов.
В то же время, многие европейские политики – сторонники более тесной интеграции – сожалеют о вынужденном отказе в проекте нового конституционного договора от принятия единых государственных символов – флага, гимна и герба. Но что еще более важно, полагают они, так это изъятие из нового документа многочисленных полномочий властей Союза, что отнюдь не будет способствовать его сплоченности. Все это дало повод некоторым влиятельным деятелям, таким, как глава правительства Италии, бывший председатель Европейской Комиссии Романо Проди, вообще высказать мнение о неизбежности дальнейшего продвижения ЕС «на двух скоростях», то есть, выделения из этого объединения группы лидеров и группы аутсайдеров. Авторитетный итальянец не упустил случая подвергнуть критике позицию Польши, Чехии и Британии, занятую их руководителями на июньской встрече ЕС на высшем уровне в Брюсселе.

Кстати
Потепление глобального климата – это «главный политический вопрос Европейского Союза», заявил после посещения Гренландии председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу. По его мнению, европейцы «должны предпринимать для противодействия климатическим изменениям гораздо больше усилий, чем до сих пор, ибо ситуация сложилась слишком драматичная». Глава исполнительного органа ЕС отметил, что Гренландия, самоуправляемая территория Дании – крупнейший в мире остров, более 80% территории которого покрыто льдами, – сегодня превратился в один из наиболее страдающих от потепления регионов планеты.

№7(13), 2007

№7(13), 2007