Главная > Тенденции & прогнозы > Новые правые на марше

Новые правые на марше

image_pdfimage_print

Новая социальная ситуация меняет европейскую политику

Эта новость оказалась почти незамеченной. Германский «Фонд Фридриха Эберта» опубликовал данные своего исследования, которое показало, что 13% граждан страны хотели бы, чтобы ею твердой рукой управлял фюрер. Конкретное имя не называлось, но мы же с вами взрослые люди…

Авторы работы, опросившие 2411 человек (это очень представительная выборка, поскольку стандартный опрос ограничивается тысячей), выявили также: треть соотечественников считает, что в стране наблюдается засилье иностранцев; 60% согласились бы с ограничением отправления исламского культа; 17% полагают, что евреи имеют в Германии слишком большое влияние. Для полноты картины уточним, что эта работа была готова в апреле, то есть до того, как иммигрантская тема получила особенно большой резонанс не только в германском обществе, но и в Европе в целом.

На противоположном фланге политического спектра страны тоже происходят новые явления. Набирает обороты своего рода кампания гражданского неповиновения, в центре которой находятся преимущественно экологические требования, но не только. Это находит отражение в необычном росте популярности самых разнообразных партий «зеленых», которые, если верить опросам населения, превращаются во вторую по популярности политическую силу страны, уступая правящим христианским демократам, но опережая социал-демократов.

Это неформализованное движение чрезвычайно разнопланово и часто локально. Оно выступает против планов правительства продлить срок службы атомных электростанций, против транспортировки по железной дороге ядерных отходов (участники грозились даже блокировать пути, что они не однажды пробовали делать в прошлом), но и против появления сверхсовременного вокзала в Штутгарте, использования самолетами строящегося международного аэропорта в Берлине, против реформы образования в Гамбурге, массового развертывания ветряных установок по выработке электроэнергии в земле Мекленбург – Передняя Померания… В протестующие попадают самые разные люди. Здесь есть «зеленые» фанатики, молодежь, но даже и пенсионеры (они охотно обучаются технологиям пассивного сопротивления, например, связыванию локтя и колена, чтобы их было труднее эвакуировать во время сидячих забастовок) и «протестующие от «Гуччи» – состоятельные люди, которые по тем или иным соображениям меняют свои традиционные политические симпатии.

Однако в большей степени социально-идеологические перемены происходят на противоположном, крайне правом фланге политического спектра Европы. От Скандинавии до Средиземноморья катится волна пока разнородного радикализма с националистическим подтекстом. Было бы просто объявить это явление проявлением крайне правых устремлений, но это некорректно. Новые крайне правые весьма далеки от традиционных, ставших несколько опереточными ультраправых с примесью неонацизма, которые никогда в послевоенные десятилетия, к счастью, не выходили за рамки маргинального феномена: бритые головы, кожаные куртки и черные майки с черепами. Нынешние европейские крайне правые происходят от других корней, из конкретной социальной базы, что открывает им гораздо большие политические перспективы. Кризис и иммиграция – вот их питательная среда, явление проникло во все социальные слои, вне зависимости от уровня образования, пола или положения в обществе.

Контуры этих перспектив уже видны. В Австрии и Швеции, в Нидерландах и Дании, в Бельгии и даже в тишайшей Швейцарии различные голосования показали рост поддержки избирателями подобных движений, призывающих бороться с иммиграцией и распространением ислама, в защиту коренных культурных ценностей местного населения. Так, в чинной Вене лидер крайне правой Австрийской партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе получил 27% голосов (до 37% в некоторых рабочих кварталах) по итогам агрессивной избирательной кампании с элементами ксенофобии. Его сторонники бесплатно распространяли компьютерную игру, в которой надо было сжигать мечети, чтобы кровь горожан «оставалась венской».

Вместе с тем, ныне наиболее известный в Европе представитель этого движения голландец Герт Вилдерс вряд ли может считаться экстремистом в рамках традиционной западной системы оценок. Если, конечно, отбросить пугающее добропорядочный и политкорректный истеблишмент утверждение о том, что ислам не может быть умеренным, и что проникновение этой религии в западноевропейское общество ставит его под угрозу. Его экономические взгляды вполне либеральны, он не ставит под сомнение завоевания социального государства, а традиционные свободы, особенно, свобода слова – одна из ценностей, за которые он бьется. С его точки зрения, именно ей-то и угрожает как раз нетерпимость ислама.

Элементы повестки дня таких движений просматриваются в антицыганских и некоторых других действиях властей Франции и Италии. Соответствующая тематика попала в центр дискуссий в Германии… В связи с этим можно вспомнить не только нашумевшую книгу бывшего члена правления Федерального банка Тило Сарацина, направленную против засилья иммигрантов и их образа жизни, но и высказывания вполне официальных политиков. Вот, например, мнение председателя входящего в правительство баварского Христианско-социального союза Хорста Зеехофера: «Ясно, что иммигранты из стран с другой культурой – Турции, арабского мира – испытывают больше трудностей. Из этого я делаю вывод, что нам не нужны дополнительные иммигранты из других культур».

Обобщая, можно сказать, что это стало реакцией на новые явления в европейской социальной жизни. С одной стороны, глобальный кризис подорвал основы социальной стабильности, поставил под удар сохранение жизненного уровня, перспективы детей. С другой стороны, наплыв иммигрантов, особенно из мусульманских и африканских стран, не готовых интегрироваться в местные общества, достиг такого размаха, что местные жители, не без оснований, стали воспринимать их как угрозу.

К сожалению, сами иммигранты этой категории своими действиями помогают негативному отношению к себе со стороны многих коренных европейцев. Это не только нежелание и неумение принимать местные правила игры, воспринимать культурные и поведенческие ценности народов, среди которых эти люди поселились.

Есть и более пугающие факторы, о которых с удовольствием сообщают СМИ. Родившиеся и выросшие в той иной европейской стране мусульмане, не найдя себе место в ней, оказались в числе террористов. Это не обязательно заговорщики, которые планируют угоны самолетов или взрывы на транспорте, но и индивидуалы. Достаточно вспомнить убийство голландского режиссера Тео ван Гога, снявшего не слишком почтительный к исламу фильм, или угрозы расправиться с датским карикатуристом, изобразившем Пророка на одном из своих рисунков. Для привыкших к терпимости европейцев такие действия воспринимаются как прямая угроза их мировосприятию в целом. Это добавляет перцу любым антииммигрантским, антиисламским проявлениям.

«Произошел фундаментальный политический сдвиг, – констатирует, глядя из-за океана, один из лучших американских колумнистов Роджер Коэн из «Нью-Йорк таймс». – Правые и левые в старом понимании этих терминов слились в центре, воспринявшем как социальные ценности, так и ценности глобализированного капитализма, опирающегося на процветание. За пределами этого восприятия оказались усредненные, антииммигрантские, антиисламские популистские партии, опирающиеся на неуверенность, порожденную хрупкостью экономики, переводом производства за границу и массовой иммиграцией».

Этот новый политический феномен находится пока на начальной стадии развития. По некоторым оценкам, на выборах соответствующие партии смогут получать около четверти голосов. Им удалось создать синтез защиты социальных завоеваний, которым грозит кризис, глобализация, ислам и иммиграция, и стремления к протекционизму, защите жизненного уровня и свободе нравов. Рушится и политический консенсус между традиционными правыми и левыми силами в Европе, который позволял управлять ей последние десятилетия. Вряд ли в обозримом будущем будет возможно сохранять его без учета нового политического феномена.

Кстати, он стал возможен и за счет того, что в самих странах ЕС, погрязших в благополучии и откровенно обленившихся, давно выветрились следы подлинных политических дебатов и борьбы, смелого подхода к реальным проблемам и идейных дерзаний. Европейским строительством прочно завладели технократы. Наверное, пора раскрепоститься и вернуться в реальный мир. Распространение на европейской земле новых крайне правых с их повесткой дня заставляет проснуться политику Старого Света.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

В конце октября в Вене собрались представители пяти новых крайне правых партий из стран ЕС. Они договорились начать кампанию по организации референдума на уровне Союза о целесообразности приема в него Турции.
Лиссабонский договор, который лежит ныне в основе организации ЕС, позволяет устраивать такие общеевропейские голосования по народной инициативе. Однако пока никто не пробовал осуществить это право на практике, которое описано расплывчато, что открывает пути для различного толкования. Во всяком случае, первым условием является сбор одного миллиона подписей в поддержку этой инициативы «в представительном числе стран-членов».
Если инициаторам референдума удастся провести его, то исход голосования очевиден: Турции откажут в приеме в ЕС, поскольку так думает большинство европейцев. Это осложнит расширение Союза и в других направлениях. Однако главным последствием станет деликатное положение, в котором окажутся традиционные партии. Они не захотят отдавать новым крайне правым объединяющую множество жителей стран Союза антиисламскую тему. Вот только получится ли?
Голландский исследователь Мейндерт Феннема выпустил книгу «Ученик колдуна», в которой постарался описать феномен распространения в Нидерландах крайне правых антиисламских веяний, олицетворяемых известным ныне политиком Гертом Вилдерсом.
В интервью профессору социальных наук из Амстердамского университета Крису Бикертону, опубликованном в газете «Нью-Йорк таймс», ученый отметил, что объясняет «феномен Вилдерса» нежеланием голландской политической элиты обсуждать сложные вопросы, которые порождены новыми реалиями в стране. По оценке М.Феннемы, этого политика можно сравнить с рядовым республиканцем в США с добавлением антиисламского пунктика.
Автор книги выводит корни этого нового политического явления в Нидерландах из краха социал-демократической модели, установившейся в стране после Второй мировой войны. Ее основой был компромисс между бизнесом и трудящимися, в результате которого первому отдавался контроль над экономикой, тогда как вторые контролировали культурную сферу, в частности, образование. Социал-демократы были уверены, что общество можно изменить как раз через культуру и образование.
Такая модель держалась долго, однако в последнее время старая экономика рухнула, произошла либеральная деиндустриализация. На смену промышленному производству пришла экономика финансов и сферы услуг. Новая бизнес-элита не считала себя связанной прежним консенсусом, а кризис 2008 года поставил перед властью необходимость затягивания поясов на длительную перспективу. Основа для прежнего компромисса растворилась. Европейская социал-демократия не оправилась от этого удара, не находит себе места в новых реалиях. Фаталистические настроения общества по отношению к социально-экономической перспективе дополнились страхами перед последствиями массового притока иммигрантов-мусульман. В этих условиях и появился Г.Вилдерс. Новое голландское правительство представляет собой коалицию либералов и консерваторов, опирающуюся на парламентскую поддержку его партии.
«Странная голландская коалиция, возможно, является самым глубоким отражением современного состояния политики в Европе», – заключает автор интервью.
№11(49), 2010