Главная > Тенденции & прогнозы > Бастион веры содрогается под ударами атеистов

Бастион веры содрогается под ударами атеистов

image_pdfimage_print
Барт Сторан, 24-летний выпускник колледжа, где он изучал политологию, пережил глубокий кризис веры. Вначале он отвернулся от католической церкви в знак разочарования и протеста против падения нравов среди священников. К этому шагу юношу подвигли недавние многочисленные скандалы вокруг случаев педофилии в среде служителей культа (строго говоря, первые разоблачения появились еще в 1980-е годы), а также попытки церковных иерархов замять дело и, напирая на необходимость прощения, защитить честь мундира – честь рясы.

«Я проголосовал ногами, перестал ходить на мессу», – рассказывает Барт Сторан, выросший в семье последовательных и пылких католиков. Правда, вскоре всё изменила встреча с местным священником. Зовут его Дан Нгуен, он родом из Вьетнама. Разоблачения подействовали и на него угнетающе. Нгуен был готов сложить с себя сан и начать новую жизнь, коль скоро есть пути отхода, у него припасен второй диплом – ветеринара. И все же отец Нгуен нашел в себе силы, осудив своих коллег, не порывать с церковью, в чем впоследствии сумел убедить и Барта.

В ирландском обществе эта недобрая злоба дня развела по разные стороны многих добропорядочных христиан. Кое-кто ощетинился, как это сделал Конал О'Каллаган, состоящий в ассоциации «Чистые в своём сердце». По его мнению, «нападать в целом на церковь, что мы видим на примере прессы и антиклерикальных кругов, это значит нападать на Христа. Ошибки людей нельзя перекладывать на церковь христову». А кое-кто укрепился в давно назревавшем решении покинуть лоно римско-католической церкви навсегда, поскольку ее представители оказались замараны в грехе, о котором они вещали пастве с позиции эталона нравственности и ходячей добродетели.

Дублинский архиепископ монсеньор Мартин осознает степень постигшего церковь морального ущерба, а потому действовал решительно, как хирург, взявший в руки скальпель. Он настоял на том, чтобы опозорившие сан священники сами подали в отставку. В противном случае он угрожал написать папе римскому, чтобы понтифик отлучил их от церкви своим эдиктом. В минувшее Рождество четверо согрешивших вернулись к мирской жизни. Далеко не все иерархи солидарны с монсеньором Мартином. Настоятель одного из столичных приходов отец Пирс Уолш считает, что дублинский архиепископ «действует в одиночку, у него отсутствует чувство команды, и он утратил связь с паствой». А монсеньор Дреннан, епископ Галвэя, не принял обвинений в свой адрес и с помощью небольшого комитета в свою поддержку перешел в пропагандистское контрнаступление.

Впрочем, шансы нераскаявшегося бунтовщика переломить общественное настроение, пропитанное горечью обманутых и скепсисом, весьма призрачны. На фоне довольно широко распространенного разочарования активизировались сторонники секуляризации общественной жизни в Ирландии, к примеру, ультра-либеральная в своих взглядах на церковь Ивана Бачик, которая к тому же обладает мандатом сенатора. Центральный тезис ее последовательной антиклерикальной кампании – вернуть в ведение государства школы и больницы, поскольку они «целиком и полностью финансируются из государственного бюджета». Сенатор Бачик недовольна тем, что церковь не только управляет этими активами, но и «подчас навязывает свои этические ценности – этому нужно положить конец».

Дублинский архиепископ уже выразил готовность передать несколько школ под руку государства. Уже упоминавшийся его критик Пирс Уолш в этом случае с ним, как это ни парадоксально, солидарен: «Если государство и гражданское общество ощущают, наконец, способность принять на себя ответственность за образование и медицинское обслуживание, тем лучше. Священники смогут полностью посвятить себя проповеди Евангелия, вместо того, чтобы обслуживать клиники. Но тем, кто спит и видит, что Ирландия станет более светской страной, я говорю – шиш вам!»

Действительно, каждый второй ирландец, по подсчетам и опросам, посещает церковную службу хотя бы один раз в неделю. Это указывает на высокую степень набожности потомков тех, кого обратил в христианскую веру Святой Патрик. Устои нравственности и бытовые традиции, уходящие корнями в религию, всегда считались здесь почти незыблемыми. И это роднило страну на самом западном краешке Европы с такими ригористскими в вопросах веры государствами Средиземноморья, как Италия, Испания и Греция (по крайней мере, ригористскими до недавнего времени, если вспомнить бурно проявившиеся либералистские тенденции на родине инквизиции).

Но всё меняется, даже в духовной сфере и даже в такой патриархально-протекционистской в плане нравов стране, как Ирландия. На изумрудном острове осталось всего 3000 священников и 9000 монашенок, а в единственной духовной семинарии обучается всего 80 послушников.

А тут подоспело антиклерикальное движение нового типа, своеобразный очаг сопротивления, предлагающее возможность оформить на бумаге свой отказ считаться католиком. Грэн О‘Салливан, 30-я атеистка, по специальности – график, в июле 2009 года превратилась в местную знаменитость, когда на пару со своим приятелем Кормаком Флинном, обитающим в Париже, создала в Интернете портал под провокационным названием «Вычеркните меня из списка».

Вот как выглядит кредо мисс О‘Салливан: «В Ирландии практически все начальные школы – католические. Чтобы записать в них детей, нужно принести подтверждение, что они крещёные. Как результат, в официальной статистике утверждается, что 93% всех ирландцев – католики, и это является обоснованием для контроля со стороны церкви за системой образования. Наша цель в том, чтобы повлиять на статистические данные, которые будут оформлены в ходе предстоящей в 2011 году переписи населения, помогая тем, кто хотел бы порвать с церковью».

Грэн пожила некоторое время в Новой Зеландии, где влияние церкви на общество незначительно, и пришла к выводу, что хотя ее родина находится на передовых позициях во многих сферах, но в вопросах религии – тянется в хвосте. И тогда она написала текст документа под латинским названием Actus formalis defectionis, что можно перевести как «Формальный акт о выходе» (из состава или из рядов или из членов и т.д.). По ее разумению, достаточно заполнить этот документ-анкету и направить его в приход, где был совершён обряд крещения, как ты перестаешь быть католиком.

Стало известно, что в одном из сельских приходов местный католический батюшка во время проповеди публично разорвал на мелкие кусочки полученный им подобный акт отречения. Но инициаторы этого бегства от церкви «по собственному желанию» утверждают, что всего за полгода число тех, кто решился на предложенный ими поступок, составило 5500 человек.

Приобретет ли «исход» массовый характер, или круг молчаливых диссидентов изначально был узок и, возможно, ограничивается этими 5500 беглецами? Наступивший год станет, безусловно, решающим, и либо обозначит устойчивую тенденцию, либо, напротив, подтвердит традиционалистский характер общества в Ирландии. В любом случае, полагает обозреватель французской газеты «Монд», «в краткосрочной перспективе стало ясно, что поле для маневра у церкви сузилось».

Владимир МИХЕЕВ

№1(40), 2010