Что приоритетно: конкуренция или промышленная политика?


Под прикрытием разговоров о всеобщей поддержке в Евросоюзе «зеленой сделки» – главного направления движения нового состава Еврокомиссии экономические лидеры «двадцати семи» разворачивают другую принципиальную дискуссию. Следует ли ставить на первое место обеспечение конкуренции и свободы торговли во что бы то ни стало, или приоритетом должна быть разработка промышленной стратегии и укрепление европейских индустриальных «чемпионов», способных противостоять американским и китайским гигантам?

В чем суть проблемы? В последние десятилетия требования конкуренции и противодействия монополизму находились в центре организации экономической жизни ЕС. Не случайно наиболее могущественным членом Еврокомиссии считался не ее председатель или заместители, а тот, кто отвечал за вопросы конкуренции. В прошлом составе это была датчанка Маргрете Вестагер, которая прославилась многомиллиардными штрафами «Гуглу» и некоторым другим гигантам сравнимого масштаба. В основе этого подхода лежал тезис о том, что наиболее благоприятными условиями для экономического развития является максимально конкурентная среда. Это стало брюссельской догмой, против которой десятилетиями никто и слова сказать не решался.

Однако в 2019 году в этой сфере случилось знаковое событие. Еврокомиссия запретила слияние железнодорожных структур французской «Альстом» и германской «Сименс». Они должны были объединить усилия, чтобы выстоять в противостоянии с американскими и особенно китайскими конкурентами, справиться с которыми в одиночку руководство компаний из двух стран посчитало уже невозможным. Слияние было заблокировано: оно искоренит конкуренцию на европейском рынке и это плохо скажется на потребителях.

Берлин и Париж смирились, но продолжили битву за пересмотр приоритетов. Недавно к ним присоединились Рим и Варшава. Теперь дискуссия обостряется. Что важнее: конкуренция на внутреннем рынке ЕС или способность конкурировать в глобальном масштабе? Припоминают Брюсселю и историю со штрафом «Гуглу». Ну, заплатила американская компания штраф. Появились у неё после этого европейские конкуренты? Нет… Значит, такой догматический подход бессмыслен, ибо никоим образом не усиливает европейский бизнес.

В железнодорожном вопросе Еврокомиссия не собирается давать задний ход, опасаясь потерять лицо. Однако эта же проблема начинает просматриваться в других отраслях – в цифровой, телекоммуникационной и судостроительной.

Эта последняя тема сейчас выходит на первый план. В Южной Корее два крупнейших представителя отрасли «Хэндэ Хеви Индастри» и «Деу Шипбилдинг» готовят слияние. Их крупные европейские конкуренты хотят того же, но никак не могут приступить к созданию аналогичного европейского промышленного «чемпиона», прежде всего, в строительстве круизных судов. Речь идет о намерении итальянской «Финкарнтьери» приобрести французскую «Шантье де л’Атлантик». Брюссель оказывается в деликатном положении: если он одобрит слияние корейцев, то придется аналогичным образом поступить по отношению к слиянию европейцев, хотя там картина получается такая же, как и у «Альстом» и «Сименс»…

В этих условиях в брюссельских коридорах власти разворачивается острая дискуссия о выборе дальнейшей генеральной линии развития, в центре которой оказался член Еврокомиссии, ответственный за внутренний рынок, француз Тьерри Бретон. Вот его цитата из выступления до назначения на этот пост, которая датируется летом 2019 года: «На уровне Евросоюза мы нуждаемся в цифровой политике и подлинной промышленной политике. До сих пор требования конкуренции диктовали свою волю, что иногда оборачивалось промышленными катастрофами».

Но и противники этого курса внутри ЕС тоже не сидят, сложа руки, хотя в результате выхода Великобритании позиции сторонников полной свободы торговли и конкуренции ослабли. Эту группу возглавила Швеция. В конце февраля министр торговли этой страны Анна Халлберг собрала представителей пяти других стран-единомышленниц, чтобы договориться о продвижении фритрейдерской повестки в брюссельских коридорах. В Стокгольм съехались датчане, голландцы, немцы, финны и чехи.

С точки зрения шведов, необходимо избегать тарифных преград для, например, дешевой китайской продукции и полуфабрикатов, а любая форма государственной поддержки или, страшно сказать, субсидий – просто путь к неэффективной государственной системе управления экономикой и предприятиями.

ФРГ пока не присоединилась к шведской фронде, а только выслушивает её аргументы, поскольку пока германский бизнес предпочитает действовать вместе с французами и создавать конкурентоспособных на глобальных рынках европейских промышленных тяжеловесов.

Андрей СЕМИРЕНКО