Главная > Дневник событий > Персона > Секрет успеха по-меркелевски

Секрет успеха по-меркелевски

5
image_pdfimage_print

Канцлер ФРГ Ангела Меркель в 12-й раз посетила Всемирный экономический форум в Давосе и на целых 45 минут получила его трибуну в своё распоряжение. Нельзя отрицать, что аудитория приняла её более чем благосклонно, на что одна из германских газет едко заметила: фрау Меркель куда теплее встречают в швейцарском Давосе, нежели в саксонской Ризе. Секрет этого успеха мы попробуем объяснить, а пока остановимся на том, о чём же именно она говорила с высокой трибуны перед избранной аудиторией.

Более половины своего выступления фрау канцлерин посвятила донельзя модной ныне теме – защите климата. Она расхваливала подход Европейского Союза к этой проблеме. Ведь он замахивается на то, чтобы к 2050 году стать первым «континентом, способным завоевать звание «климатически нейтрального». Простим Союзу это самодовольное преувеличение, ибо любой, кто в школе не прогуливал уроков географии, знает, какая доля Европы приходится на страны ЕС, да ещё уменьшившаяся после ухода Великобритании, ставшего, наконец, свершившимся фактом.

Но фрау Меркель упирала на то, что это вопрос выживания для всего континента, не особенно заморачиваясь тем, как этот «безуглеродный» Союз собирается ограждать свои пределы от не столь климатически продвинутых соседей.

Не говоря уже о том, что борьба за сохранение климата в том виде, как её понимают персонажи масштаба Греты Тунберг, требует гигантской трансформации. Речь должна идти не только об одной промышленности или экономической деятельности человечества, а об изменении всего образа жизни, во всяком случае, в том его виде, который существовал – и слава богу ещё существует – в индустриальную эпоху.

Заметим в скобках, что многие серьёзные учёные не без оснований сомневаются, что такая игра стоит свеч, поскольку влияние человека на изменение климата безбожно преувеличено. Только одни делают это с умыслом, далеко не всегда добросовестным, а другие, вроде той же Греты Тунберг, вполне искренне. Одна беда: искренность эта порождена глубокой малограмотностью в столь жарко ими обсуждаемых вопросах.

Высокому давосскому собранию Ангела Меркель не без гордости представила достижения реформы германской энергетики, начатой в годы её правления. К 2022 году будет завершён полный отказ от атомной энергии, самое позднее к 2038 – отказ от использования угля. Показательно, что фрау канцлерин не исключила, что в ходе этих трансформаций в обществе возникнут серьёзные конфликтные ситуации.

Одним из источников напряженности может стать различие в образе жизни горожан и жителей провинции. Первые в принципе могут без особых потерь отказаться от использования личного авто: в мегаполисе его заменит общественный транспорт, а в небольшом городке – велосипед. А вот вторым, это будет сделать куда более затруднительно: отказ от машины может весьма серьёзно сказаться на их мобильности. Добавьте сюда и эмоциональный фактор: энергопотребление городов несравненно выше, чем сельских поселений, а ветряные «электромельницы» будут украшать исключительно сельские ландшафты со всеми вытекающими из этого последствиями, отнюдь далеко не всегда приятными. Но разруливать все эти конфликты предстоит уже не фрау Меркель, объявившей об уходе на пенсию по истечении легислатуры, а её преемникам. Поэтому она со спокойным сердцем выдала в своём выступлении безубойный рецепт: мы должны примирять факты и эмоции, надо просто разговаривать друг с другом. Да-а, её бы слова да богу в уши…

Не будем ставить под сомнение то, что говорила она вполне искренне, примеряя на себя роль доброй бабушки: «Мы, люди старшего поколения, должны следить за тем, чтобы нетерпение молодёжи воспринималось нами положительно». Искренность, конечно, вещь хорошая, но отсутствие даже минимального опыта в воспитании детей политику лучше всё же не демонстрировать столь публично. Ведь ответственные родители обязаны объяснить своему дитяти, что нетерпение – не свидетельство большого ума, а умение терпеливо ждать – огромное достоинство. И вообще, быстро только кошки плодятся и то котята слепые родятся. Ну а если представители подрастающего поколения ведут себя, как фрекен Тунберг, то с ними разговаривать и вовсе бессмысленно: опытный родитель знает, что если дитя истерит, то беседовать с ним можно, только когда оно успокоится.

Особую пикантность ситуации придает то, что в Давосе Ангела Меркель произносила свою речь в режиме монолога и возможным уточняющим – и уж тем более критическим – вопросам там места не было. А спросить у главы германского правительства можно было бы много. Экологические итоги её многолетнего правления выглядят, скорее, печально, чем радужно. За годы канцлерства Ангелы Меркель выбросы углекислого газа в атмосферу в Германии только выросли, что вполне неудивительно: отказ от атомной энергетики, начатый на фоне фукусимской истерии, даром не прошел. Сейчас на каждый произведённый в стране киловатт-час электроэнергии в воздух вылетает 492 грамма двуокиси углерода. Для сравнения: в соседней Франции, от атомной энергетики не отказавшейся, этот показатель составляет 82 грамма на киловатт-час. Как говорится, комментарии излишни.

Не будем забывать, что в Брюсселе фрау канцлерин снова и снова выступает как преданная лоббистка германской автомобильной отрасли. Это отлично можно понять; как-никак речь идет о становом хребте германской промышленности. Но к чему тогда все эти кокетливые рассуждения об отказе от авто и перемене образа жизни? Если не ошибаюсь, что-то подобное как раз и называется ханжеством…

В общем, секрет успеха фрау канцлерин на Давосском форуме весьма незатейлив: она просто говорила то, что от неё хотели услышать собравшиеся.

Может быть, лучше попробовать в оставшееся Ангеле Меркель довольно непродолжительное время пребывания у власти делами доказать свою искреннюю приверженность борьбе за сохранение климата? Тогда речи, подобные той, что она произнесла в Давосе, будут не столь явно выглядеть прекраснодушной болтовнёй.

Марина СМИРНОВА

№1(147), 2020