Франция: «Молодое божоле прибыло!»


Около двухсот лет назад знаменитая вдова Клико совершила маркетинговую революцию на европейском рынке: ей первой пришло в голову наклеивать на бутылки с шампанским оранжевые этикетки вместе принятых тогда белых. Продукция ее производства сразу стала выделяться и продажи резко выросли. До сих пор эта марка сохранила свои традиционные этикетки.

Соотечественник предпринимательницы Жорж Дюбёф, отошедший в мир иной в начале 2020 года в возрасте 86 лет, в молодости тоже совершил маркетинговую революцию в другом сегменте французского винного рынка. Он превратил весьма среднее вино «божоле» в глобальную марку, обеспечив ему потрясающий сбыт. Ровно в середине ноября, в 12 часов 1 минуту из этого района Франции, расположенного близ благородных бургундских виноградников, в Париж и по всему миру начинают движение фуры с молодым вином нового урожая. А уже в третий четверг предпоследнего месяца года участвующие в акции заведения вывешивают надпись: «Молодое божоле прибыло». По этому поводу устраивают празднества, якобы повторяющие старинный ритуал. По телевидению (по крайней мере, во Франции) винные критики, причмокивая, рассказывают, нотки какого фрукта в нынешнем урожае ощущаются особенно четко. Большая часть производства быстро расходится: вино легкое, веселое, незатейливое, в молодом состоянии приятно, не то, что какое-нибудь благородное «бордо», нуждающееся в созревании.

n1-1А дело было так. Родители Жоржа Дюбёфа выращивали лозу «шардонне» близ местечка Креш-сюр-Сон, в северной части Божоле (апеллясьон Пуйи-Фюиссе), делали вино и продавали бочками оптовикам. Последние составляли купажи, разливали по бутылкам и продавали под собственными марками. Отец умер, когда Жорж был еще ребенком. Семейным хозяйством занялся старший брат Роже. Младший с детства помогал ему, а когда немного подрос, то однажды, никому ничего не сказав, сделал смелый шаг. Взял две бутылки этого домашнего вина, сел на велосипед и отправился в городок Туассе и передал их шеф-повару ресторанчика «Шапо Фен» Полю Блану, который имел тогда одну звездочку в знаменитом ресторанном гиде «Мишлен». Жорж попросил его только попробовать вино из родительского виноградника.

Блану оно очень понравилось, и он поинтересовался, может ли юноша обеспечить заведение товарными объемами такого вина. Так началось восхождение «божоле». В 1950-е годы молодой Дюбёф начал работать уже с парижскими бистро, продвигая свою продукцию именно как молодое «божоле». В 1970-е годы мода на него вышла за пределы Франции, захватив, в том числе, бездонный и не слишком требовательный американский рынок. Гениальная маркетинговая находка молодого француза обеспечила глобальную известность и сбыт не самой выдающейся винодельческой продукции Франции.

Хотя сейчас мода на «божоле» несколько спала, а производителям пришлось (и не без успеха) поработать над значительным улучшением качества своей продукции, оно остается распространенным и узнаваемым.

«Мы не претендуем на то, что делаем такие же великие вина, как «бордо» или «бургонь», – говорил Жорж Дюбёф. – Мы просто стараемся выжать все лучшее, что можем, отталкиваясь от культуры и духа нашего вина».

Андрей СЕМИРЕНКО