Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Жизнь без картины – не жизнь

Жизнь без картины – не жизнь

_1
image_pdfimage_print

…Ядр хотел было поинтересоваться у водителя, когда будет конечная остановка. В этом не было необходимости. Все начали выходить. Он последовал за ними. Автобус остановился на привокзальной площади.

– Как удобно, – подумал Ядр. – Сейчас пересяду на поезд и покачу дальше, не теряя времени. Меня уже заждались дома.

Однако получилось несколько иначе.

Он вошёл в здание, оглядываясь по сторонам. Оно было очень хорошо отреставрировано. Дизайн, лепнина, многоярусные хрустальные люстры, объявления, выполненные в манере, давно вышедшей из моды – всё напоминало о старине. В то же время дышало чистотой, свежестью, радовало буйством красок.

Внимание Ядра привлекла картина в тяжелой золоченой раме, которая уже сама по себе была произведением искусства. Он двинулся к ней, чтобы получше рассмотреть, что на ней изображено. Но она опередила его. Из картины вышел седобородый мужчина в униформе, которую носили то ли в начале XX , то ли в конце XIX века, и учтиво поклонился.

– Вам что-нибудь подсказать? – спросил он. – Вас интересуют достопримечательности города? Нет. Вы просто хотите купить билеты на поезд? Тогда проходите в арку. Там кассы поездов дальнего следования.

Ядр поблагодарил и прошел в арку. За стойками никого не было, но из точно такой же картины вышло милое создание. Оно поинтересовалось, куда ему, и сообщила, что, к сожалению, предыдущий поезд только что ушёл. Следующий будет только вечером. У него в запасе куча времени. Если он хочет…

Ядр не дослушал и вышел на улицу.

– Ну, я и влип, – продолжил он разговор сам с собой. – Что теперь делать? Убивать время, сидя на лавочке и перелистывая глянцевые журналы, было бы совсем глупо. Неужто придется осматривать достопримечательности? Интересно, что в этом городе есть? Как на грех, я даже не заглянул в путеводитель.

– В этом нет никакой необходимости, – ход его мыслей перебила прелестная незнакомка, вышедшая из картины, висевшей снаружи на узорчатой стене вокзала. – Я вам всё расскажу. Только как мы поступим? Займемся сексом сейчас или по окончании экскурсии?

– По окончании, – ответил Ядр, проглатывая ком, неудачно застрявший у него в горле. – Только экскурсий по городу не надо. Просто подскажите, где у вас здесь какой-нибудь старинный замок или монастырь, и как туда пройти.

– Очень просто, – сказала девушка, лучезарно улыбаясь. – Вы переходите площадь и идете по пешеходной улице. Она сама приведет вас к монастырю. Как удачно – он сегодня как раз открыт для посещения.

Ядр вежливо поблагодарил и отправился по подсказанному маршруту. Уже через несколько минут он стоял под стенами монастыря. Судя по кладке, монастырь должен был быть сравнительно древним, но тоже выглядел удивительно аккуратным, как будто только что построенным или недавно отреставрированным. Сквозь мощные чугунные ворота проглядывали внушительного вида собор и какие-то еще постройки. Ядр вошел на территорию. Тут же из висящей на сторожевой будке картины вылез заспанный служитель и монотонным голосом принялся давать пояснение.

– Для самостоятельного осмотра монастыря вы следуете по стрелкам: они будут сами загораться, если надо будет повернуть или сделать выбор, куда идти дальше. Когда проголодаетесь, советую заглянуть в трапезную. У нас подают отличные кушанья, выполненные по старинным рецептам. Если вы хотите экскурсию, можете подождать, пока наберется группа, или взять себе индивидуального гида – экскурсионное бюро тут же, рядом.

– Нет, спасибо, – вежливо отказался Ядр. – Я как-нибудь сам.

В экскурсоводе, действительно, не было никакой необходимости. Загорающиеся стрелки безошибочно указывали направление. А как только он переступил порог храма, ветхая старушка в не менее ветхом платье и темном платке, вышедшая из очередной картины при входе, надела ему на голову наушники. Убранство собора Ядру очень понравилось. Так же, как и зазвучавшая в ушах органная музыка – качество исполнения завораживало. Он присел на скамью и стал его внимательно осматривать. Или он давно не заглядывал в веками намоленные места, или в окружающем его было что-то загадочное. Чарующее. Заставляющее отрешиться от повседневной суеты, занимающих голову забот, необходимости куда-то ехать, что-то делать, по пустякам нервничать.

– Не расслабляться! – приказал себе Ядр, срывая наушники. – Если так дело пойдет, я здесь вообще неизвестно насколько задержусь. А моя работа и домочадцы – это вовсе не суета, как меня только что попытались убедить.

Подтрунивая над самим собой, Ядр поспешно направился к выходу. Однако неизбежная старушка, наблюдавшая за ним всё это время, не сходя с картины, успела его перехватить.

– Как? Вы не поставите свечку за себя и своих близких? – удивилась она. – Не упускайте такой возможности. Мы вовсе не просто памятник архитектуры! А, вот отлично: совсем другое дело. Я сама зажгу их для вас. Не беспокойтесь: деньги с вашего счета я уже сняла. Кстати, у нас сейчас акция. Можете серийно заказать заупокойные молитвы. Не стоит – так не стоит. Мое дело предложить. Приходите еще. Те, кто у нас побывал, всегда возвращаются.

Вырвавшись на волю, Ядр вздохнул с облегчением. Желание осматривать кельи, залы, служебные помещения и заглянуть в трапезную, у него напрочь пропало. Лучше уж просто побродить по городу. На худой конец, заглянуть в местную художественную галерею или краеведческий музей.

– А может, лучше к нам? – завлекающе спросила очередная красотка, выходя из картины, висевшей сразу же за воротами монастыря. – Вы какой-то бледненький. Вам явно надо встряхнуться. Сделать перебивку. Обрести драйв. Посмотрите, какие у нас крали – на всю жизнь воспоминания останутся.

С этими словами она повела рукой в сторону симпатичного, с выдумкой украшенного домика, не оставляющего сомнения, что там можно отдохнуть и повеселиться. Это ощущение еще больше усиливал выводок девушек, которые о чем-то со смехом перешептывались, сидя на просторном кожаном диванчике, вытащенном на крыльцо заведения. Ядр присмотрелся, и холодок пробежал у него по спине.

– Из огня да в полымя, – пожурил он себя: абсолютно все девушки были на одно лицо, одеты в одни и те же наряды и сидели в одинаковых позах. – Всё, хватит с меня приключений. В краеведческий музей. Оттуда на вокзал. Не хватало еще и на этот поезд опоздать.

Уворачиваясь от многочисленных картин, висевших чуть ли ни на всех особняках в центре города, Ядр добрался до музея. Заранее зная, что его ждет, он не стал отбиваться от неминуемых наушников и не пожалел. История города была переполнена самыми разнообразными событиями. Город, как и его сегодня, тоже бросало из огня да в полымя. Он знавал годы вольницы. Играл роль важного торгового центра. Потом оказался вовлечен в бесконечные войны. Спасло его то, что он превратился в столицу курфюрста, но ненадолго. В силу самых разных обстоятельств город пришел в запустение. Он сдвинулся на далекую, никому не нужную периферию. Он бы совсем сгинул, если бы не… картины.

Ядр потрясенно разглядывал экспонаты. Зарисовки, литографии, фотоснимки, документы – всё без утайки рассказывало о том, в каком бедственном состоянии находился город. Обломки стен. Развалины усадьб, церквей и дворцов. Строения, покрывающиеся мхом и плесенью. Ямы и колдобины вместо дорог. Бесприютное население, нищее и несчастное. И вдруг появились картины, заполнив всё вокруг. Город ожил, встрепенулся, сделался как прежде. Но только под пристальным оком за всем присматривающих и всем командующих картин. Откуда они пришли? Каким образом появились? Что от людей скрывают? Ответов на эти вопросы не было. Да их никто и не задавал. Жители города просто предпочли в них переселиться – находясь там, они не болели, не старели и ни в чем не сомневались.

В глубокой задумчивости Ядр вернулся на вокзал, подошел к уже ждущему пассажиров поезду и забрался в свой вагон.

– Какое счастье, что у нас нет картин! – уговаривал он себя. – Как хорошо, что можно свободно дышать, и никто не следит за каждым твоим шагом, каждым твоим вздохом, не контролирует тебя. Только бы не доводить дело до того, что они появятся.

– Вам удобно? – спросила проводница, сходя с экрана монитора, установленного над входной дверью. – Вы хорошо устроились? Вагон пустой – можете выбрать любое место.

– Спасибо, всё хорошо, – оторопело, почти что заикаясь, выдавил из себя Ядр.

– Что будете пить? Кофе? Чай? Шампанское? Красное, белое вино? Коньяк?

– Чай, черный, без ничего, пожалуйста.

– Как насчет секса? Чтобы скоротать время в пути, говорят, очень помогает.

– Давайте по приезду, – промямлил Ядр и впал в забытье.

© Н.И.ТНЭЛМ

№1(147), 2020