Евросоюз: замах на грядущую пятилетку


Противодействие климатическим изменениям, более эффективное регулирование миграции и активное внедрение новейших технологий – главные темы в пятилетней повестке не без труда сформированной Европейской Комиссии во главе с немкой Урсулой фон дер Ляйен.

Геостратегическая программа нового исполнительного органа Европейского Союза выглядит весьма амбициозно: поставлены задачи добиться мирового лидерства в решении проблем экологии, значительно продвинуться по пути цифровизации экономики «двадцати семи», достичь прогресса в таких сложных сферах, как единая налоговая политика и совместная оборона. Но прежде эти планы придётся утрясти с несговорчивым, весьма фрагментированным Европейским Парламентом, а также с Европейским Советом, чьи лидеры не отличаются единством мнений относительно миграционной политики, энергетики и дальнейшего расширения ЕС.

Тем не менее, уже в первые 100 дней своей деятельности Еврокомиссия намерена заложить фундамент под ключевые положения своей программы. Приоритет очевиден: Брюссель приступает к выполнению плана, согласно которому к 2050-му году ЕС смог бы полностью отказаться от ископаемых источников энергии, а уже в 2030-м сократить выбросы углекислого газа на 45% (фрау фон дер Ляйен настаивает на пересмотре данного показателя в сторону увеличения до 50-55%).

Договориться об этом непросто, так как восточноевропейские страны требуют больше времени на перестройку своей экономики и энергетики. Однако в Брюсселе уверены, что сделать более покладистыми власти Польши, Венгрии, Чехии и Эстонии можно с помощью крупных целевых капиталовложений. Европейский банк инвестиций готов выдать 2 миллиарда евро, а ещё 5 миллиардов будут выделены из специального фонда для компенсации угледобывающих регионов. Очевидно, что напуганные размахом движения «жёлтых жилетов» во Франции единоевропейские чиновники хотят предпринять максимально мягкий переход к «безуглеродной энергетике». Курирует политику в важнейшей области заместитель председателя Еврокомиссии, опытнейший голландский политик Франс Тиммерманс.

Ответственность за выполнение «цифровой повестки» возложена на его коллегу, датчанку Маргрете Вестагер, возглавлявшую в прежнем составе этого органа антимонопольную политику ЕС. В течение 100 дней ей предстоит разработать стратегический план в отношении искусственного интеллекта. «Большая Европа» признаёт своё отставание в этой области от крупных американских корпораций и пытается противостоять захвату своего телекоммуникационного рынка китайскими фирмами. В Брюсселе надеются переломить ситуацию, добившись самостоятельности, прежде всего, в обладании «большими данными» в инновациях и в облачном хранении «чувствительной» информации европейских учреждений и коммерческих компаний.

Что касается такой наболевшей темы, как миграция, то единую политику в этой сфере до сих пор проводить не удавалось: она «утонула» в бесконечных дебатах, вызванных попыткой распределения приезжих по квотам в каждую страну. Для выхода из тупика заместителю председателя Еврокомиссии греку Маргаритису Схинасу придётся проконсультироваться с 27-ю правительствами, прежде чем он выступит с новой инициативой. Пока планируется разработать пакет мер, включающих модификацию Дублинского соглашения, усиление контроля внешних границ ЕС, достижение отдельных договоров со странами происхождения и транзита беженцев и мигрантов, а также программу возвращения незаконно прибывающих иммигрантов. Кстати, и на родине самог о международного чиновника-куратора проблемы миграции не теряет остроты (см. «Греция: из лагерей – в «центры приёма», №12(146), 2019).

Близкую сердцу главы новой Еврокомиссии военную повестку (в недавнем прошлом она была министром обороны ФРГ) поручено курировать французу Тьерри Бретону. По замыслу У. фон дер Ляйен, предстоит создать некий «Европейский Союз Обороны». На внедрение инноваций и развития этой сферы в 2021-2027 годах будет ассигновано 13 миллиардов евро. Сейчас каждая страна ЕС самостоятельно финансирует свою оборону, что затрудняет координацию совместных действий. Между тем Брюссель, в отличие от Парижа, склонен считать оборону Европы дополнительным элементом НАТО.

Игорь ЧЕРНЫШОВ