Главная > Дневник событий > Политика > Германия: левый марш? Приведёт ли он к цели?

Германия: левый марш? Приведёт ли он к цели?

m1
image_pdfimage_print

Декабрьский съезд Социал-демократической партии Германии кое-кто загодя окрестил «историческим». Еще бы! На нём намечалось пойти на решительный шаг, который его сторонники приравнивали ни больше, ни меньше к Годесбергской программе этой партии, когда она решительно сделала теоретический и программный манёвр, окончательно отказавшись от неприятия социальной рыночной экономики.

На это раз намечался шаг не менее решительный: партия вознамерилась окончательно расстаться с ею же самой провозглашённой при Герхарде Шрёдере программой «Харц IV» и «Повестка 2010». Иными словами – с поддержкой режима всеобъемлющей и весьма жёсткой экономии в социальной сфере. То есть, по сути дела отринуть всё то, что позволило Германии без серьёзных потерь пройти непростой период финансового кризиса конца нулевых годов и сохранить завидную динамику экономического развития, которой воспользовались противники социал-демократов во главе с Ангелой Меркель.

Это означало, что СДПГ решилась на резкий левый поворот. Продиктован он был не догматизмом партийной верхушки, а суровой необходимостью. Все годы пребывания в составе «большой коалиции» не принесли социал-демократам никаких лавров. Наоборот, их электоральная поддержка катилась под уклон, причём, чем дальше, тем стремительней. Стремясь притормозить печальное развитие событий, «товарищи» изо всех сил педалировали свои свершения, рассказывая о том, сколько они сделали для «очеловечивания» политики христианских демократов, младшим партнёром которых они были все эти годы.

Ах, если бы это хоть кого-то убеждало! Возможно, тогда они не докатились бы до таких результатов, когда от превращения в секту бескомпромиссных борцов за пребывание у власти их отделяли считанные проценты. А ведь речь, не забывайте, идет о старейшей и самой многочисленной партии Германии (см. «Спад, который не удаётся остановить», №10 (144), 2019).

Предсъездовский период ознаменовался для партии еще и тем, что ушла из политики её прежний руководитель Андреа Налес. Новое руководство решено было выбирать на конкурентных началах, а во главе ставить не одного, а двух человек, причём, для полного соответствия духу времени – мужчину и женщину (см. «Вот такое торжество демократии», № 7(141), 2019). В итоге на съезде первым к желанной цели пришёл дуэт Саскии Эскен и Норберта Вальтера-Борьянса. Их поддержка была вполне внушительной – 75,9% и 89,2% соответственно.

Для грандов СДПГ выборы партийного руководства вылились в сокрушительный провал. Ни один из премьер-министров – глав земельных правительств, ни один из обербургомистров, ни один из влиятельных профсоюзных лидеров в состав верхушки СДПГ не вошёл. В стороне остался даже Олаф Шольц, вице-канцлер федерального правительства и один из популярнейших – согласно опросам населения – политиков Германии. А политические оппоненты СДПГ язвили по этому поводу: теперь, дескать, у «товарищей» последнее слово останется за аппаратчиками из третьего ряда. А что тут возразишь, коли так оно и есть? По заслугам и елей, не правда ли? Партийный истеблишмент сполна вкусил горечь расплаты за убогие результаты выборов, за излишнюю услужливость по отношению к старшему партнёру по правящей коалиции, за многолетнее пренебрежение мнением низов СДПГ.

Новое руководство наметило безмерно амбициозную цель: в интервью главной партийной газете «Форвертс» («Вперёд») Саския Эскен заявила, что к концу 2020 года будет достигнут уровень электоральной поддержки в «30%, а то и больше». Чтобы оценить поистине богатырский замах новичков, стоит напомнить, что сейчас, согласно данным опроса, проведённого по заказу телекомпаний РТЛ и НТВ, за СДПГ собираются голосовать 11% избирателей Германии. И всего лишь 3% считают, что социал-демократы могут найти «самое честное решение проблем страны». Нет, конечно, в мире всякие чудеса бывают, но чтобы за 12 месяцев втрое увеличить число тех, кто готов отдать за вас свои голоса? Какое такое волшебное слово прознали «товарищи»?

Между тем, в выступлениях что правящего дуэта, что прочих участников прений, никаких дотоле неведомых рецептов не прозвучало. Заклинания о том, что социал-демократия «нашла свой путь в будущее», давайте не принимать в расчёт. Подобные жемчужины красноречия способны на некоторое время разогреть эмоции аудитории, но содержательная сторона дела при этом, право же, оставляет желать лучшего. И это, заметим, после жаркой внутрипартийной дискуссии, продолжавшейся ни много ни мало полтора года.

Большинство из тех, кто пристально наблюдал за ходом съезда и анализировал выступления делегатов, практически единодушно: программа действий, предложенная СДПГ, пронизана стремлением перераспределить средства в масштабах всей страны и даже всего Европейского Союза, разумеется, под предлогом достижения большей социальной справедливости. Новизны в этом стремлении нет никакой, но есть одно достоинство, разумеется, с точки зрения того, кто намеревается возглавить процесс перераспределения: желающие поддержать затею под названием «отнять всё, да поделить» всегда найдутся. Одна беда: исторический опыт показывает, что всем и вволю всё равно никогда не достанется по одной простой причине: как ни крути, а исходный ресурс всегда конечен.

Между тем, рассмотрением вопроса, как, собственно, надо все сделать, чтобы масштабы того, что подлежит перераспределению, неуклонно росли, новое руководство германских социал-демократов пока что-то не озаботилось. Повышение налогов на зажравшихся богатеев, дело, конечно, благое, но надолго этого, увы, не хватит – доказано неоднократными провалами попыток подобного рода. Можно ещё влезть в долги, но ведь их когда-нибудь и отдавать придётся, а из каких шишей?

К тому же вполне неясным остаётся вопрос, почему социал-демократы, заседавшие с 2013 года в обеих «больших» коалициях под руководством Ангелы Меркель, и, по их собственным уверениям, столько сделавшие для расширения масштабов социальной защиты сограждан, не нажили большего числа сторонников? Они вправе верить, что намеченный левый марш приведёт их к желанной цели, но разделит ли их стремления большинство сограждан?

О реакции со стороны деловых кругов и говорить нечего. Легко представить, насколько там популярны разговоры об увеличении налогового бремени. Особенно в тот период, когда весь германский бизнес ломает голову над двумя проблемами: как не опоздать с подключением своих компаний к светлому цифровому будущему и как выплатить всё более масштабные и постоянно растущие экологические поборы. А без конкурентоспособной – на глобальном, заметим, уровне – экономики очень быстро станет нечего перераспределять, уж в этом-то сомневаться не приходится.

И самый главный итог съезда СДПГ состоит в том, что стремление оставаться у власти эта партия пока, как видно, победить в себе не может. А потому можно не сомневаться, что все широковещательные заявления и масштабные планы будут ограничены – жёстко и быстро. Все предыдущие годы это вполне успешно делалось старшим партнёром по коалиции – Христианско-демократическим союзом во главе с Ангелой Меркель. Нет оснований сомневаться, что под руководством Аннегрет Крамп-Карренбауэр «чёрные» сумеют добиться того же самого, тем более что во главе правительства остаётся всё та же «мамаша» Меркель. Вот вам и левый поворот…

Андрей ГОРЮХИН

№12(146), 2019