Великобритания: горцы говорят: «Можем повторить»


Но готова ли Шотландия к «Шотэкзиту»?

Лидер Шотландской национальной партии (ШНП) и первый министр горного края к северу от Стены Адриана Никола Стерджен направила в центральное правительство запрос на проведение референдума о пребывании Шотландии в составе Соединённого Королевства.

После провала первого референдума в 2014 году, когда примерно 55% проголосовали за сохранения союза с южными соседями, сепаратистские настроения отнюдь не пошли не убыль. Стимулятором их роста стало и волеизъявление в 2016 году по поводу расторжения брачного союза с континентальной Европой. Уходить из Евросоюза горцы не пожелали. Тогда 62% подали голос за то, чтобы остаться единоевропейцами. Ядро сторонников ЕС с годами не треснуло и не размельчилось.

К повторению попытки разорвать путы 300-летней унии с Англией горцы готовились давно (см. «Шотландия: еврофилам придётся довольствоваться малым», №3(119), 2017). За блистательным прорывом ШНП в Вестминстер на декабрьском ристалище можно усмотреть консолидацию местных евроинтеграторов. К слову, визуальным мемом этих выборов стал танец торжествующей Николы Стерджен, что либеральная «Гардиан» сравнила с «празднованием победного гола, забитого в ворота англичан на 94-ой минуте в финале Чемпионата мира».

Не удивительно, что вестминстерская арифметика, то есть расклад сил в палате общин, придаёт уверенности горным националистам. Их вознесение по итогам выборов на второе место стало бедственной головной болью для триумфаторов-тори. Считаться с горцами придётся в любом случае, а тяжёлый случай уже случился.

Никола Стерджен уже шантажирует Бориса Джонсона весьма грозным заявлением: «Если шотландский парламент посмотрит на ситуацию с точки зрения того, что верно для Шотландии, тогда конечно вариант того, что он скажет: «Слушайте, мы не будем делать того, что противоречит интересам Шотландии», безусловно, будет рассматриваться».

Учитывая, что один из важнейших «интересов» горного королевства заключается в свободном и привилегированном доступе к единому рынку континентальной Европы, потребляющему, кстати, львиную долю фирменного экспортного товара – шотландского виски, и для фабрикантов напитка, и для местной казны, и для всех остальных, получающих свою долю пирога через бюджет, членство в Евросоюзе подкрепляется насущной целесообразностью (см. «Шотландия: горцы ищут лазейку, чтобы остаться в ЕС», №2(118), 2017).

Можно не сомневаться, что после тщательных замеров настроений в стране холмов и озер, воспетых Бернсом, кабинет Бориса Джонсона либо начнёт всячески затягивать процесс, либо попытается через Верховный суд наложить вето на референдум, либо рискнёт, полагаясь на то, что в последнюю минуту сомневающиеся дрогнут и предпочтут статус-кво неизвестности. Пока что никто не может с уверенностью утверждать, что Шотландия готова к «Шотэкзиту».

Вадим ВИХРОВ