Есть пророки в Европе…


Да простит читатель за длинную цитату, но она так удивительна, что избежать её автору не удалось.

«Начавшаяся технологическая революция по своим историческим масштабам превзойдёт даже знаменитую промышленную… Потрясающий прогресс в микроэлектронике неизбежно вызовет безработицу, но взамен обеспечит людям гораздо больше времени для досуга. В Европе и в западном мире в целом такая технология полностью вступит в свои права в 2000-м году, и тогда невостребованными окажутся многие профессии. Людям придётся не только переучиваться, но и изменить свой менталитет, отказываясь от стабильности, постоянного места проживания и приверженности единственной профессии, выбранной на всю жизнь. Предстоит привыкать к постоянству перемен. В дальнейшем, поскольку спрос на (привычный) труд будет неуклонно ослабевать, вероятно, занятость того или иного человека придётся ограничивать примерно девятью месяцами каждые два года. Такая ротация занятости и досуга неизбежна ради недопущения массовой безработицы…»

Нет, это не предостережения современных социологов. Этот поразительный по прозорливости, за некоторыми небольшими исключениями, прогноз прозвучал почти 40 лет назад, в феврале 1980 года, из уст шестого по счёту председателя Европейской Комиссии сэра Роя Дженкинза.

Тогда мало кто воспринял всерьёз пророчества высокопоставленного европейского бюрократа. Но были и те, кто решился продолжить смелые футурологические изыскания «а-ля мистер Дженкинз».

Активную роль среди них играли журналисты ведущих стран Западной Европы, ведь чудо-техника – первые компьютеры (их нередко именовали тогда видеотерминалами или дисплеями) не в последнюю очередь стали появляться в редакциях газет. Кстати, журналисты одними из первых ощутили на себе, как компьютеризация не только резко облегчает труд, повышает его производительность и экономит бумагу, но и ощутимо усиливает физическую нагрузку.

Самые смелые умы принялись прогнозировать будущее, и угадали многие серьёзные вызовы, с которыми сегодня сталкивается «всё прогрессивное человечество». В частности, было предсказано неизбежное взятие властями «под колпак» каждого отдельного индивидуума, причём, не спрашивая его согласия. Справедливости ради отметим, что ещё в начале 1980-х годов в Западной Германии и Канаде действовали удостоверения личности с магнитной полоской, которая содержала подробную информацию о владельце, поэтому дальнейшее усовершенствование системы лежало на поверхности. Чудо-удостоверения позволяли полицейским прямо в патрульных машинах мгновенно устанавливать личность любого гражданина. Словом, технологические инновации делали всё более реальными дерзкие и ужасные предвидения романа Джорджа Оруэлла «1984».

Тот же период ознаменовался и началом крупных фундаментальных сдвигов в западном обществе. Так, одной из жертв «компьютерной революции» в Северном полушарии всё очевиднее становился традиционный институт семьи и брака. Появление и распространение Интернета лишь ускорило этот пагубный процесс. Словом, сегодня остаётся поражаться провидчеству Оруэлла, Дженкинза и других предсказателей – к знаменитой болгарке Ванге не ходи…

Александр СОКОЛОВ