Германия: бунт не состоялся


Съезд Христианско-демократического союза, прошедший в конце ноября в Лейпциге, многие ожидали с изрядным беспокойством: в канун этого крупного события в политической жизни Германии обстановка в ведущей правящей партии накалилась настолько, что пошли речи о возможности бунта против нынешнего лидера – Аннегрет Крамп- Карренбауэр (АКК). Ей предстояло подвести итог первого года своего управления партией и иначе как безрадостным его, право же, назвать трудно.

На трёх земельных выборах, на которых ХДС пришлось выступать в этом году – в Саксонии, в Бранденбурге и в Тюрингии – партия показала себя до постыдного слабо. Особенно скверным был результат в Тюрингии, где ХДС скатилась на третье место, уступив не только Левым, ведомым харизматичным и успешным лидером Бодо Рамело, но и Альтернативе для Германии, против которой велась истеричная, но, как оказалось, малоэффективная кампания.

Фридрих Мерц, год назад сошедшийся с АКК в схватке за первенство в партии, обрушил на фрау председательницу водопад резкой, но отнюдь не безосновательной критики, к которой присоединились его сторонники, а их в ХДС отнюдь не так уж мало (напомним, что АКК завоевала свой пост с минимальным перевесом). Не меньше досталось и ещё одной царственной особе – Ангеле Меркель. «Бездеятельность и отсутствие лидерских качеств» у фрау канцлерин многие годы висели над страной как «ковёр тумана», сказал Мерц.

К числу комплиментов такую оценку отнести трудновато… Тем более, когда к этому он присовокупил то, что так дальше продолжаться не должно и он «просто не может себе представить, что такой способ управления продлится в Германии ещё два года». Ни Германия, ни Европа этого себе позволить просто не могут.

После таких недвусмысленных выпадов и пошли разговоры, что обеим дамам на съезде могут устроить безжалостную порку с возможным смещением с постов. Впрочем, для отстранения Меркель с поста канцлера у делегатов съезда полномочий не предусмотрено, но согласитесь, глава правительства, которой выражают недоверие товарищи по партии, возглавлявшейся ею многие годы, это как-то совсем уж не комильфо.

Но, слегка перефразируя Салтыкова-Щедрина, скажем, что от Мерца кровопролитиев ждали, а он чижика съел… Не знаю, уж какие меры воздействия были применены к смутьяну, но незадолго до начала съезда он сделал заявление, которое невозможно назвать иначе как присягой на верность лидерам. Но сделал это со всеми возможными колкостями, на которые он большой мастак.

Высказав свою поддержку АКК, он тут же отметил, что «не на ней одной сосредотачивается в партии огонь критики». Ну а то, что АКК играет в ХДС «не особенно негативную роль», тоже не сильно похоже на выражение дружеской поддержки, не так ли? Равно как и то, что правительство, членом которого является АКК, выглядит «чудовищно плохо». Но, несмотря на все эти инвективы, главное стало однозначно ясно: бунта не будет.

Зато уж на съезде несостоявшийся повстанец лил на лидеров такой елей, что впору было задаться вопросом: да он ли это? Речь АКК он оценил как «боевую, мужественную и нацеленную в будущее», за что он ей «очень благодарен». А как вам то, что «мы лояльны нашему партийному руководству и федеральному правительству, которое действует у нас 14 лет»? Ведь это вот в чистом виде то, что некогда называлось «разоружиться перед партией»! Отринув всяческое вольнодумство, Мерц проявил немалую фантазию и похвалил АКК даже за любительскую инициативу на сирийском фронте (см. «Кто их только за язык тянул?», №10(144), 2019), назвав её «мужественной». Остаётся только гадать, как и на чём его удалось нагнуть, но сделали это явно так, что мало ему долго не покажется.

Схожими примиренческими высказываниями отметились и другие оппоненты АКК, вроде Карстена Линнемана, председателя Союза средних предпринимателей, и Тильмана Кубана, лидера молодёжной организации ХДС.

Единственным, кто рискнул внятно оценить деятельность Ангелы Меркель, оказался член её кабинета, министр здравоохранения Йенс Шпан. Возможно, подспорьем в этом Шпану послужили его сверхъестественные склонности: в Европе конфликтовать с открытым гомосексуалистом себе дороже. Так или иначе, он выразился вполне недвусмысленно: «Мы ценим твои заслуги, Ангела, но в то же время, все мы чувствуем, что пришло время уходить». И добавил, что партия вновь должна научиться быстро двигаться. Именно этими словами 20 лет назад сама Меркель попрощалась с Гельмутом Колем, человеком, которому в политике она обязана всем.

Что же до АКК, то она в завершение своей довольно пространной речи, в которой подробно рассказала, какой хотела бы видеть будущее Германии, прибегла к нехитрому приёму, многократно опробованному лидерами многих партий. Прекрасно почувствовав, куда давно склонились симпатии делегатов, АКК заявила, что если они считают предлагаемый ею путь неверным, то «сегодня надо высказаться и закончить дело». Если нет – то надо трудиться, засучив рукава. Разумеется, последовал шквал аплодисментов, тем более что время зашло далеко за полночь. На сем и была поставлена победная точка.

Андрей ГОРЮХИН