Главная > Финансы & банки > Экономика > Инфраструктура: натура тонкая, но цельносварная

Инфраструктура: натура тонкая, но цельносварная

12
image_pdfimage_print

Спецсессию XII Евразийского экономического форума посвятили транспорту

Транспортная инфраструктура «связывает всех, служит драйвером развития и тектонических сдвигов в мировой экономике», отметил во вступительном слове, открывая сессию по теме «Транспорт и инфраструктура – условия для развития цифровой экономики и территорий», профессор МГИМО, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Люксембурге (2012–2016 гг.) Марк Энтин.

Исходной посылкой для обсуждения этой проблематики стала констатация того, что инфраструктура в широком смысле слова становится ключом к экономическому успеху, обязательным элементом развития любого региона. Товар не только должен быть изготовлен, но и доставлен потребителю. Неслучайно именно вокруг инфраструктурных проектов всё чаще разворачиваются настоящие политические битвы: от того, где будет построена железнодорожная ветка или порт, часто зависят процентные пункты в ВВП целых стран.

Первым получил слово Сергей Черёмин, министр правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей, познакомивший аудиторию с тем, как команда градоначальника С.С.Собянина стимулирует развитие способов передвижения для обитателей и гостей мегаполиса.

Инфраструктура, в том числе транспортная, это воистину «кровеносная система города». Не секрет, что в не столь отдалённой исторической ретроспективе Москва занимала непочётное первое место среди мировых городских агломераций по стоянию в автомобильных пробках. До недавнего времени не было ни современного оборудования для управления дорожным движением, ни «умных» светофоров, ни многих других технологических новшеств.

В 2011 году по решению мэра Москвы была принята специальная программа кардинальной перестройки и достройки транспортной инфраструктуры. Под эти проекты выделяется по 10 млрд евро в год. Благодатные плоды модернизации заметны. Метрополитен один из первых подвергся апгрейду. Обновился подвижной состав: скоро не будет ни одного вагона старше 5 лет. Только за 2018 год введено в эксплуатацию 17 новых станций. Строятся 250 транспортно-пересадочных узлов. Сверхзадача: в итоге 95% жителей столицы должны находиться в пешей доступности от станции метро.

Все элементы новой городской инфраструктуры, взятые в совокупности, не только создают 100 тысяч рабочих мест, но и по кейнсианскому принципу «мультипликатора» активизируют смежные отрасли, а заодно стимулируют развитие прилегающих территорий, ранее числившихся заброшенными и депрессивными.

Отдельного разговора заслуживает бурный рост таксомоторных услуг. Сегодня парк такси в Москве насчитывает 75000 автомобилей разных классов и предназначений. Цены – одни из самых низких в Европе. У авторов начинавшегося совместно с итальянскими партнёрами проекта автомобилей внаём (каршеринг) были скромные амбиции: укомплектовать московский парк 5000 машинами – но сегодня их уже 17500.

В свою очередь заместитель государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии Алексей Кубрин рассказал о том, как реализуется целый ряд проектов по обновлению и прокладке новых железнодорожных путей. Модернизируются трассы Транссиб и БАМ. Прорабатывается мега-проект трассы Евразия. На покрытие расстояния между Санкт-Петербургом и Минском (примерно 720 км) сегодня требуется 10 часов, поскольку поезда следует со средней скоростью 70 км/час. Вынашивается идея высокоскоростной трассы, чтобы дорога занимала не более 3-4 часов.

Жемчужиной грандиозных замыслов по праву может считаться проект высокоскоростной «Магистрали». Новые рельсы свяжут Санкт-Петербург с Гамбургом, нанизав на себя промежуточные крупные узловые станции – Минск, Варшаву и Берлин, где предусмотрена частичная выгрузка при полной автоматизации всех процессов. Отрезок пути между Питером и Минском поезда будут покрывать за два часа, что поспособствует «маятниковой миграции».

Скорость составов будет колебаться от 350 до 400 км/час. Предполагается включать в состав от 8 до 12 вагонов. Стоимость проекта – 30 млрд евро. Оператором выступит международный консорциум, куда войдут Россия, Белоруссия, Польша и Германия.

Владимир Чижов, посол РФ при Евросоюзе, напомнил, что в ЕС действуют жёсткие правила при прокладке новых дорог, в том числе и «чугунных». Поинтересовался: какой будет колея, европейская – 1435 мм или российская – 1520 мм? В ответ Алексей Кубрин сообщил, что над техническими деталями совместно работают специалисты германской компании «Сименс» и российского «Уралвагонзавода».

Чтобы осуществить «планов громадьё», требуются, естественно, капиталовложения. Либо своими средствами, либо заёмными. Но многие банки отказываются от инвестиций в инфраструктурные проекты. Подчас по политическим соображениям, к примеру, ЕБРР вовсе отказался иметь дело с Россией, рассказал президент Черноморского банка торговли и развития Дмитрий Панкин.

Выход всегда есть. Его банк профинансировал проект модернизации петербургского аэропорта «Пулково». Важная деталь: «Просчитали все риски – и вероятность, что обесценится рубль, что сократятся пассажиропотоки, что сроки перестройки будут сорваны. Так и случилось – но инвесторы не пострадали», – поведал Панкин.

Понятное дело, что ключевым моментом служит, скажем, при реализации евразийских по масштабу проектов, наличие «политической воли», подчеркнул председатель Ассоциации вьетнамских бизнесменов в России, председатель совета директоров Инвестиционной компании Инцентра Ле Чыонг Шон. Так, готовность к сотрудничеству обернулась заключением соглашения о зоне свободной торговли между РФ и Вьетнамом, и – как прямое следствие – двусторонний торговый оборот разом вырос на 30%.

Поводя итоги сессии, профессор Марк Энтин суммировал отшелушенные истины. Инвестиции в инфраструктурные проекты – выгодны. Они придают импульс развитию всей национальной экономики. Чем эффективнее инфраструктура, тем выше качество жизни. Если будут сняты препятствия для партнёрства в реализации транспортных коридоров, все окажутся в выигрыше. «Мы успешны, когда мы сотрудничаем!», – завершил дискуссию модератор.

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. «Всей Европы»

Верона

Кстати

Председатель совета директоров Банка Интеза, президент Ассоциации «Познаём Евразию» Антонио Фаллико, подводя итоги веронской ассамблеи – и оглядываясь назад, подчеркнул:
«За 12 лет существования Евразийского экономического форума мы создали социальное и деловое движение, которое претворяет в жизнь ценности Форума. Мы не хотим заменять политиков, но хотим исполнять роль деловой демократии, демократии регионов, народов и провинций.
Мы убеждены, что Евразийский экономический союз – это естественный и необходимый мост между Европой, Китаем и США, и пространство от Атлантики до Тихого океана – это действительность, которая существует, работает и ждет от нас конкретного вклада в развитие этих отношений».

№10(144), 2019