ЕС: с асфальта – на воду!


В Брюсселе посмотрели на географические карты, на таблицы, отражающие транспортные операции в Евросоюзе, и решили: 30% грузовых перевозок должны осуществляться не с помощью большегрузных автомобилей, а по внутренним водным артериям. Это удешевит перевозки и одновременно значительно снизит вредные выбросы в атмосферу, что превращается в ЕС чуть не в главный критерий оценки эффективности экономической деятельности.

Сказано, но не сделано.

Оказалось, существующая водная инфраструктура, созданная в 1950-60 годах, очень устарела, нуждается в радикальной модернизации, чем никто заниматься не хочет. Положение усложняется тем, что каналы и реки не могут пропускать современные речные суда и баржи, мосты построены слишком низко, портовое и шлюзовое хозяйство устарело. Хотя одно современное грузовое судно может заменить сотню большегрузов, энергозатраты на перевозку одной тонны в 4 раза ниже, практические масштабы этой деятельности невелики.

Еще в 2011 году Евросоюз решил перераспределить грузопотоки, отдав приоритет железнодорожному и водному транспорту, однако решительного сдвига не произошло. Сейчас на программы развития внутреннего судоходства Брюссель тратит 7% от 24-миллиардного бюджета, рассчитанного на 7 лет. При этом для того, чтобы ликвидировать к 2030 году только существующие сейчас, при небольшом обороте, «бутылочные горлышки» на реках и каналах необходимо 13 миллиардов евро. Эта цифра не учитывает работы по модернизации.

Как выглядит сегодня речной транспорт ЕС? С 2001 года не изменилась его доля в грузоперевозках – 6%. При этом практически все маршруты пролегают в бассейнах двух рек – Рейна (примерно 85% внутренней навигации Евросоюза) и Дуная (почти 15%). Остающиеся 0,5% распределены на все остальные территории.

Рейнской системой, с прилегающими водными артериями, пользуются Германия, Франция и страны Бенилюкса. Дунайской системой – Австрия, Венгрия, Словакия, Хорватия и Румыния. Рекордсменом по внутренним водным грузоперевозкам ожидаемо остаются Нидерланды – 44,7% общего объема. А, например, такая богатая реками страна, как Польша, пользуется внутренними водными артериями для перевозки лишь 0,1% грузов.

Положение осложняется объективными проблемами. Засушливые годы привели к снижению уровня воды во внутренних водоемах, что затрудняет движение судов, ограничивает их тоннаж и создает дополнительные технические проблемы.

Светлана ФИРСОВА