Главная > Тенденции & прогнозы > Новая Европа – старые задачи

Новая Европа – старые задачи

image_pdfimage_print

Восточноевропейские участники ЕС поражены популизмом, национализмом и нестабильностью

Новые страны ЕС в последние месяцы оказались на европейской авансцене, чего с ними не происходило, наверно, со времен краха там социалистических режимов.

Проблемы, которые накапливались внутри их обществ в эти годы, прорвались наружу, приняв самые разные формы. В Венгрии, казавшейся витриной успешного перехода к европейскому капитализму, несколько недель с большей или меньшей активностью проходили антиправительственные митинги и столкновения с полицией. Польша задает партнерам загадку за загадкой из-за не всегда предсказуемых, но вполне антиевропейских правителей – близнецов Леха и Ярослава Качиньских, соответственно президента и премьер-министра страны. Чехия с весны живет без правительства, а бесконечные переговоры пока не привели к успеху: правые и левые по итогам парламентских выборов оказались в положении абсолютного равенства в парламенте. Соседняя Словакия таких проблем не создает, зато там в правительственное большинство входят крайне правые силы, о чем в Брюсселе предпочитают не вспоминать. Кстати, несколько лет назад, при аналогичной ситуации в Австрии этой стране внутри ЕС устроили обструкцию и даже частичную изоляцию.

Причин всего этого много.

После мягкого ухода от социализма во всех этих странах сложился консенсус вокруг стремления вступить в ЕС, разделить с ним политические и социальные ценности, поднять уровень жизни, обеспечить эффективное развитие экономики. Ценой больших усилий и жертв цель достигнута. Однако золотой дождь на эти страны не пролился, потребовались новые жертвы. А вот пенсионная система, здравоохранение, социальная сфера в целом дали серьезную течь – в европейском понимании слова, конечно же. В широких слоях населения окрепло разочарование и кокетливая ностальгия по прежним временам. Конечно, назад возвращаться никто не хочет, зато, например, в Венгрии вновь популярна «Трубисода» – безалкогольный напиток социалистических времен, который выпускают на приватизированном заводе. Не потому ли такую озлобленность вызвал скандал вокруг венгерского премьер-министра Ференца Дюрчаня, когда стало известно, что перед выборами он обманывал население, скрывая реальное состояние экономики и то, что потребуются новые усилия? Но люди всерьез устали приносить жертвы во имя будущего, они уже хотят получать дивиденды за свое терпение.

Вновь нарастают националистические настроения – антипод европейской идеи. Конечно, они не стали господствующими и их распространение ограничено, но оно уже стало заметно. Самое видимое это, пожалуй, давнее противостояние между словаками и венграми. Но еще важнее расстановка сил на польской политической сцене. Нынешнее правительственное большинство европейские партнеры воспринимают кисло, поскольку оно базируется на множестве чисто националистических постулатов – крайнем католицизме, стремлении компенсировать вековые обиды и отвоевать справедливое место Польши в Европе, а также на неприемлемых для политкорректного Союза моральных ориентирах, включая призывы восстановить смертную казнь.

Эти процессы вполне естественны, хотя пугают старую Европу, осознавшую вдруг, что поспешное расширение ЕС свело их под одной крышей с бедными родственниками. Потребуется много времени и средств для достижения социально-экономического выравнивания между двумя частями ЕС, невидимая граница между которыми вовсе не стерта. Только в этом – залог единых стандартов, о чем свидетельствует опыт, например, Португалии, Испании, Греции или Ирландии. Проблема лишь в том, что в случае со странами Восточной Европы это займет намного больше времени. Восточные соседи оказались в ЕС в экономически сложный для него период и их просто слишком много сразу.

Но и в старой Европе есть любители поучать новичков. Один из расхожих тезисов – в этих новых странах ЕС слишком мало демократии, сохранилось много вредных привычек от прежней жизни, господствует неумение выстраивать компромиссы и стремление к конфронтации. К сожалению, компромиссы и демократия – удел богатых, им учатся долго и не всегда легко. Вспомним Германию, которая постигала эту науку в условиях американской оккупации, или Францию, где женщины получили право голоса только после Второй мировой войны. Не будем отрицать: с тех пор эти и другие страны проделали огромный путь, сопровождавшийся, кстати говоря, экономическим расцветом.

…В октябре в венгерском городе Вышеграде собрались руководители четырех стран, входящих в так называемую Вышеградскую группу – Венгрия, Польша, Словакия и Чехия. Они отметили 15-летие этого неформального объединения. Торжества вышли грустные.

«Политическая неуверенность в вышеградских странах объясняется одинаковыми причинами, – сказал журналистам венгерский премьер Ф. Дюрчань. – Граждане региона и наши страны понимают, что путь к современному западному уровню жизни проходит через усилия и реформы, которые не безболезненны». А его чешский коллега Мирек Тополанек высказался так: «Я полагаю, что после 15-17 лет переходного периода мы сталкиваемся с некоторым разочарованием. Приходится признать, что дорога к западному образу жизни, о котором мечтали, не столь проста, как казалось».

Светлана ФИРСОВА

№5, 2006

№5, 2006