Германия: время эпохальных перемен?


Первое воскресенье сентября внесло в политический ландшафт Германии изменения, которые кое-кто уже поспешил назвать эпохальными. Полемическое преувеличение? Если да, то совсем не большое. Чем же так значительны были выборы в парламенты двух соседних восточногерманских земель – Саксонии и Бранденбурга? Давайте посмотрим.

Вроде бы речь идёт об архитектуре власти в двух не самых значительных городах ФРГ – Потсдаме и Дрездене. Это не столичный Берлин и тем более не общеевропейский Брюссель. И тем не менее.

Для правящего дуэта задача была очевидна: христианские демократы хотели сохранить своё преимущество в Саксонии, а социал-демократы – в Бранденбурге. Скажем сразу: и тем и другим удалось решить поставленную задачу. Но какой ценой!

В Дрездене ХДС набрала 32 процентных пункта и может рассчитывать и дальше, как 30 лет подряд, оставаться у власти. Но не будем забывать, что пять лет назад она показала результат в 39,4 процентных пункта, и такую потерю со всеми основаниями можно считать пощёчиной, или, как в таких случаях говорят немцы, синяком под глазом. О СДПГ и упоминать не хочется: 8 процентных пунктов им всё же удалось набрать, но с учётом прошлого результата в 12,4, это означает потерю примерно трети поддержки.

В Потсдаме социал-демократы показали себя лучше, оставшись лидерами с внешне пристойными 26,2 процентными пунктами, но и здесь потеря почти 6 процентных пунктов, точнее 5,7, если и выглядит победой, то весьма натужной. ХДС же в Бранденбурге в принципе может претендовать только на маргинальную роль, ибо продемонстрировала незавидное постоянство, утратив те же самые 7 с лишним процентных пунктов, оставшись с результатом в 15,6 процентных пункта вместо прежних 23. Для «народной» партии итог откровенно жалкий.

В общем, поскольку формирование правящих коалиций в обеих землях, без сомнения, будет довольно тягомотным, назвать лидеров победителями язык не поворачивается («см. «Задача предстоит непростая», №7-8(142), 2019»).

Но ведь раз есть проигравшие, то должны быть и выигравшие. На эту роль с полным основанием может претендовать Альтернатива для Германии. В Бранденбурге она добилась увеличения своей поддержки вдвое – с 12,2 до 23,5 процентного пункта, а в Саксонии и вовсе втрое – с 9,7 до 27,5. В обеих землях АдГ финишировала второй и, хотя в коалицию её пока никто не возьмёт, но свой политический вес она увеличили настолько, что прежнее заушательское отношение к ней «народных» партий будет выглядеть совсем уж непристойно. Да оно и так уходит в прошлое. (см. «ФРГ: триумфаторы», №7-8(142), 2019 ). После первых избирательных успехов минувших лет в Мекленбурге – Передней Померании, Саксонии – Анхальте и Тюрингии результаты АдГ на сентябрьских выборах этого года выводят её на позицию ведущей политической силы Восточной Германии. Тем более что от лидеров, если иметь в виду число депутатов в ландтагах, она отстаёт на семь (в Саксонии), а в Бранденбурге и вовсе на каких-то два места.

Надеюсь, теперь понятно, почему с таким волнением ожидали результатов этих выборов в штаб-квартирах ведущих политических партий Германии? Правящая ныне «большая» коалиция без сомнения получила от избирателей ещё одну жёлтую карточку и перспективы её дальнейшего существования становятся всё туманнее. Нет, завтра она не развалится, поскольку социал-демократы, полностью погружённые в поиски дуэта, способного встать у руля партии, своё решение об участии в ней отнесли на декабрь, когда пройдёт съезд СДПГ. Но совершенно очевидно, что сторонники разрыва с ХДС вместе с убогими результатами саксонских и бранденбургских выборов получили дополнительные аргументы в свою пользу. Ведь даже твёрдые приверженцы ХДС не оспаривают то, что на итоги этих земельных выборов повлияло нескрываемое недовольство деяниями федеральных лидеров правящей коалиции.

Весьма печальными оказались результаты выборов и для Левых. Со своими десятью процентными пунктами, полученными ими в обеих землях, (10,4 в Саксонии и 10,7 – в Бранденбурге) на фоне АдГ они выглядят весьма бледно. А потери – 8,5 и 7,4 процентного пункта соответственно – позволяют основательно утверждать, что в партии не всё обстоит ладно. И то, что такая встряска получена не где-нибудь, а в традиционных «охотничьих угодьях» Левых, не может не наводить на грустные для них размышления о том, что они утрачивают роль главного представителя интересов жителей Восточной Германии, отдавая её на откуп АдГ.

«Зелёные», несмотря на всю экологическую истерию – чего стоит, хотя бы, суета вокруг Греты Тунберг! – никаких особенно впечатляющих результатов на этих выборах так и не добились. В Саксонии они прирастили 2,9, а в Бранденбурге 4,6 процентного пункта. Но итоговые результаты – 8,6 и 10,8 процентного пункта соответственно – отнюдь не потрясают. Да, с ними уже можно всерьёз принимать участие в коалиционной торговле, но кроме самих «зелёных», которые рвутся к властному пирогу хоть тушкой, хоть чучелом, да их ядерного электората, это мало кому интересно.

Для СвДП итоги выборов тоже плачевны: ни в одном из земельных парламентов их депутаты представлены не будут, что, в общем-то, было ожидаемо.

Так что же всё-таки позволило наблюдателям пуститься в рассуждения о наступлении новой эпохи? Прежде всего, осознание очевидности, что как раньше уже не будет. И свидетельством тому стала нескончаемая череда электоральных провалов «народных» партий, которым приходится прибегать ко всё большим ухищрениям, дабы удержаться у кормила власти. Участников «большой» коалиции плотно подпирают и справа, и слева, тесно зажав в самом центре политического спектра. И благодушествовать, опираясь на авторитет своих предшественников, им становится всё труднее. А с собственными достижениями, которые можно было бы выгодно «продать» избирателям, дело обстоит туго. И дальше вряд ли будет лучше.

Андрей ГОРЮХИН