Главная > Дневник событий > В фокусе > Не совсем новое лицо Европейского Союза

Не совсем новое лицо Европейского Союза

EU-elect
image_pdfimage_print

Его совместно формируют высший политический институт Европейского Союза – Европейский Совет в составе глав государств и правительств стран-членов, и Европейский Парламент, наделенный весомыми наднациональными полномочиями в области нормотворчества и контроля, по итогам выборов в этот представительный институт ЕС. Европейский Совет назначает своего постоянного председателя, которому доверены не только организация его работы, но и поиски компромиссов и консенсуса между европейскими лидерами. Европарламент избирает своего председателя, роль которого, как считается, намного скромнее. Он выступает в качестве верховного администратора и не вмешивается в формирование политики ЕС.

Вместе Европейский Совет и Европарламент определяют, кто возглавит Европейскую Комиссию, являющуюся основным мотором ЕС, и Европейский Центральный Банк, с годами сделавшийся гарантом финансовой стабильности в ЕС, бюджетной устойчивости государств-членов, Цербером их банковской системы. Европейский Совет подбирает кандидатов на соответствующие должности, Европарламент утверждает их. Примерно так же проводится назначение Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности.

Сложнее всего проходит одобрение кандидатуры председателя ЕК. Это ключевая должность в ЕС. От того, кто займет кресло председателя, зависит очень многое. Он затем ведет переговоры со странами ЕС, договариваясь, кто от них войдет в состав Комиссии, и кому какие функции достанутся. Председатель и вся Комиссия напрямую подконтрольны Европарламенту, который вправе отправить их в отставку.

Процедура кадровых замещений руководителей высшего звена ЕС очень сложная и деликатная. Она заключается в поисках баланса между всеми государствами-членами и их временными союзами, амбициями отдельных лидеров, притязаниями европейских политических партий и их фракцией в ЕП. Кроме того, она состоит в том, чтобы отыскать таких политиков и администраторов, которые на виду, пользуются всеобщим уважением и признанием, разбираются в делах ЕС, имеют за плечами солидный опыт отправления высших управленческих функций, уживчивы, обладают необходимыми личными качествами. И это далеко не полный список.

Естественно, что на согласование компромиссного варианта у государств-членов ушло много времени и сил. Потребовалась целая серия неформальных заседаний Европейского Совета, которые затягивались далеко за полночь, и ни к чему не приводили. Выборы в Европарламент состоялись в конце мая, а пакетное решение по назначениям было обнародовано только 2 июля. Несколько многообещающих комбинаций так и не сложилось. Ряд сильных, может быть, даже оптимальных кандидатов были отвергнуты. Другие не вписались в общий расклад, оказались не того пола, национальности или политической принадлежности. Не прошел, в частности, ни один из членов нынешней ЕК, несмотря на то, что они обладают безупречной репутаций, высочайшим профессионализмом и лучше других знают, что и как надо делать.

В итоге пост председателя Европейского Совета получил отставной глава правительства Бельгии Шарль Мишель, продолжающий отправлять полномочия премьер-министра в ожидании формирования нового кабинета (представляет центристов из европейского Альянса либералов и демократов – третьей по величине фракции в ЕП). На выборах руководителя Европарламента победил итальянец Давид-Мария Сассоли, ставленник европейских социалистов (вторая по величине в ЕП фракция социалистов и демократов). Должность председателя ЕК получила министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен от Христианско-демократического союза – партии Ангелы Меркель (крупнейшая в ЕП фракция Европейской народной партии). Председателя ЕЦБ – француженка Кристин Лагард, уже второй срок возглавляющая МВФ (получила это назначение в 2011 году благодаря правому президенту Франции Николя Саркози). Руководство внешней политикой ЕС отдали мининдел Испании, социалисту Жозепу Боррелю.

Спущенное Европейским Советом кадровое решение, судя по откликам, не встретило большого энтузиазма в политических и партийных кругах ЕС. Мировыми СМИ оно было воспринято, похоже, даже с некоторым недоумением. С одной стороны, в списке выдвиженцев не оказалось никого из тех, чьи кандидатуры считались наиболее вероятными и обсуждались с самого начала. Так, не у дел оказался лидер Европейской народной партии Манфред Вернер. По итогам праймериз, он возглавил избирательную кампанию от ее имени и стал ее кандидатом на замещение поста председателя ЕК. ЕНП получила в Европарламенте нового созыва относительное большинство мест. Соответственно главы государств и правительств должны были бы выдвинуть его. Однако они этого не сделали. Они отказались следовать прежним правилам игры, хотя под их знаком прошла вся избирательная кампания, и состоялись выборы.

С другой стороны, кандидатуры, предложенные Европейским Советом, и по своему послужному списку, и по человеческим качествам, вызвали вопросы. Многие хорошо известные аналитики и комментаторы отказались признать их безупречными. В частности, отмечалось, что итальянец Давид-Мария Сассоли ничем особым не прославился. До своего избрания в депутаты ЕП в 2009 году 20 лет проработал в ведущих итальянских изданиях. Был переизбран в 2014 году. Безусловной поддержкой в ЕП не пользуется. Борясь за председательское кресло, победил лишь во втором туре. За него проголосовало меньше половины депутатов ЕП (всего 345 из 751). За трех других претендентов в совокупности почти столько же. Таким образом, ему трудно будет опереться на устойчивое большинство. К тому же и о том, что он представляет свою страну, говорить можно с натяжкой. Он прошел в ЕП по списку левоцентристской Демократической партии, находящейся в оппозиции к правящему в Италии большинству.

Насколько опытным руководителем является Шарль Мишель, трудно сказать. Последние годы правительство Бельгии по-настоящему почти не работало. Страна переживала один правительственный кризис за другим. А Кристин Лагард всю жизнь, в том числе возглавляя МВФ, занималась совсем не тем, что могло бы пригодиться председателю ЕЦБ. Урсула фон дер Ляйен вообще является спорной фигурой. В качестве отклика на ее выдвижение в социальных сетях пошла гулять шутка о том, что «раньше она развалила Бундесвер, теперь подорвет и ЕС».

Но это как посмотреть. Бесспорно, что Шарль Мишель по своему профилю идеально подходит на роль председателя Европейского Совета. Тот ни в коем случае не должен ни начальствовать, ни руководить. Его миссия – уговаривать, согласовывать, находить развязки. Этим в сложнейших условиях Бельгии и занимается премьер-министр. Кристин Лагард всю жизнь занимала командные должности в сферах, связанных с деятельностью ЕЦБ. Она «собаку съела» на предоставлении пакетов финансовой помощи и решении сложных вопросов кредитно-финансовой политики и денежного обращения, стремительно пройдя ступеньки карьерной лестницы от министра экономики и финансов до директора-распорядителя МВФ. Урсула фон дер Ляйен – плоть от плоти политического истеблишмента Германии и ЕС. Ее отец Эрнст Альбрехт занимал руководящие должности в ЕК с момента образования последней в 1958 году. Ее колоссальное преимущество – твердая поддержка франко-немецкого тандема, настоявшего на ее выдвижении. Это дорогого стоит.

Так что от нового поколения руководителей ЕС вполне можно ожидать твердой, рациональной, скоординированной политики. В новой команде преимущество получили выходцы из южных стран ЕС. Представители «Новой Европы» в нее включены не были. Поэтому она, скорее всего, постарается не обострять, а, наоборот, сглаживать противоречия. Вместе с тем, она будет последовательно оснащать корабль ЕС всем необходимым для того, чтобы он уверенно себя чувствовал в бурных водах усиливающейся международной конкуренции и напряженности. Все вошедшие в нее – убежденные евроэнтузиасты. Это далеко не случайно. Они будут вести дело к укреплению ЕС, продолжению и углублению интеграции. Так будет выглядеть новое лицо ЕС.

© Марк ЭНТИН, профессор МГИМО,
профессор-исследователь БФУ им. И.Канта,

Екатерина ЭНТИНА, доцент НИУ ВШЭ,
старший научный сотрудник Института Европы РАН

Совместный проект журнала «Вся Европа», международного дискуссионного клуба «Валдай» и газеты «Известия»

№6(141), 2019