Главная > Открываем старый свет > Только факты > И все-таки он не сумасшедший

И все-таки он не сумасшедший

image_pdfimage_print
Об том человеке написано столько, что можно смело сказать: немногие персонажи мировой истории удостоились подобного внимания. Тем не менее, и по сей день нет ответа на многие вопросы. Скажем, что создавало его харизму, в которой ему мало кто отказывает - даже из самых последовательных критиков? Чем обусловлена его просто-таки всесжигающая ненависть к евреям, славянам, цыганам, марксистам, «дегенеративному искусству» - и далее по весьма длинному списку?

Одно из самых распространенных объяснений: да он просто психопат, душевнобольной, одержимый благоприобретенной или наследственной хворью – не то последствия плохо вылеченного сифилиса, не то дурная наследственность, не то воздействие боевых отравляющих веществ в окопах Первой мировой войны… Вы уже догадались, что речь идет об Адольфе Гитлере? Ну, конечно, о нем!

Так вот, библиография книг о нем пополнилась еще одной работой, озаглавленной «Был ли Гитлер болен?». Ее авторы – Ханс-Йоахим Нойман, врач и авторитетный историк медицины, и Хендрик Эберле, университетский преподаватель из Галле. Они проанализировали практически все существующие психоаналитические оценки личности германского диктатора и не нашли ни одну из них убедительной и полной. Зато им пришлось признать, что о причинах поведения Гитлера написано множество чепухи.

К примеру, общеизвестен тезис, в соответствии с которым юдофобия Гитлера выводится из того возмущения, которое у него вызвало неправильное лечение, назначенное его матери еврейским медиком Эдуардом Блохом. А на самом деле, после «аншлюса» Австрии Гитлер приказал гестапо взять его под защиту и помочь эмигрировать в США, что и было выполнено. К такому результату привело тщательное изучение вопроса, проведенное в прошлом году австрийским историком Бригитте Хаман.

Разумеется, авторы не обошли стороной и сохранившиеся, но весьма противоречиво интерпретируемые заметки личного врача Гитлера – Теодора Мореля. В воспоминаниях многих людей из ближайшего окружения фюрера этого медика описывают как «знахаря», «модного врача», использовавшего несерьезные методы лечения, лишь ухудшавшие состояние больного.

А вот авторы новой книги считают, что все изученные ими материалы, принадлежащие перу Мореля, несомненно, составлены «добросовестным домашним врачом». И причина негативного к нему отношения многих людей состоит в том, что он был крайне неопрятен. Ну а другие коллеги-врачи, состоявшие при рейхсканцелярии, банально завидовали его тесным контактам с всесильным диктатором.

Разумеется, болезней у Адольфа Гитлера было достаточно. Он страдал от спазмов желудочно-кишечного тракта, видимо, имевших психосоматический характер (они же, кстати, мучили и Бенито Муссолини), гипертонии и склероза коронарных сосудов. Кроме того, развилась у него и болезнь Паркинсона, что подтверждает и Морель, поставивший диагноз «разновидность дрожательного паралича левой руки и ноги».

Но вот свидетельств «медицински объективируемого душевного заболевания» Гитлера авторы так нигде и не обнаружили. «Да, в политическом отношении его поведение вне всяких сомнений было безумно, что прослеживается с самого начала 20-х годов прошлого века. Иначе его абсолютно искаженное мировоззрение объяснить невозможно. Но нет никаких медицинских свидетельств, подтверждающих его сниженную вменяемость», - пишет германская газета «Вельт».

Можно ли на этом тему «диктатора-психопата» считать закрытой? С высокой степенью вероятности – да. Но при этом можно совершенно определенно утверждать, что для убедительного объяснения того, почему миллионы немцев с такой готовностью поддерживали эту отчетливо безумную политику, придется написать еще бессчетное количество томов.

№12(39), 2009