Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > «Брекзит»: 51% свято верит, что Тереза Мэй справилась

«Брекзит»: 51% свято верит, что Тереза Мэй справилась

dop1
image_pdfimage_print

Крупнейший раскол в элитах со времён Алой и Белой розы

«И каждый день обиды множит»
Александр Блок

Пиррова победа британского премьера при голосовании о вотуме доверия возглавляемому ею правительству, одержанная с минимальным перевесом в 19 мандатов, лишний раз высветила глубокий системный кризис «верхов», всей менеджерской надстройки (см. «Брекзит»: двойная пощечина для Терезы Мэй»). Но корни кризиса уходят глубоко в базис, в фундаментальное разочарование управляемых «низов» тем, как ими управляют.

О чём свидетельствует vox populi – глас народа?

 

Больше половины за то, чтобы хлопнуть дверью

Обнародованный в начале года обстоятельный опрос общественного мнения, к которому подключились университетские профессора, показал, что в умонастроениях активистов тори на местах по-прежнему верх берёт стремление вырваться из союзнических пут, то есть распрощаться с Евросоюзом и вернуть себе в полном объёме управленские полномочия (“take back control”), сиречь – суверенитет.

Таким образом, надежды ближайшего окружения британского премьера, сохранившего всё ещё верность «хромой утке», на то, что благостная атмосфера рождественской передышки побудит рядовых членов партии консерваторов втемяшить в голову своим парламентариям необходимость поддержать план по «Брекзиту», привезённый Терезой Мэй из Брюсселя, не оправдались.

Опрос выявил примечательный расклад мнений. Если план развода, что выторговала госпожа Мэй у континентальных европейцев, поддерживало 38% при трёх процентах не определившихся, то 55% его отвергали с порога. Важная деталь, объясняющая мотивацию несогласных: из них 53% уверены, что итоговый компромисс, достигнутый в Брюсселе, «не соответствует результату референдума» (“does not respect the result of the referendum”) – (см. «Брекзит»: английский национализм взял верх, №6(111), 2016).

При этом в качестве предпочтительного варианта разрешения конфликтной ситуации 57% видят безоговорочный выход Британии из ЕС, то есть, без всякого соглашения (“no deal”), регламентирующего взаимоотношения сторон на переходный период и в дальнейшем. Что-то типа… «без аннексий и контрибуций» или же «ни мира, ни войны, а армию распустить». Словом, уйти, хлопнув дверью, не попрощавшись.

Оказалось, что в этой категории опрошенных (проинтервьюировали 1200 членов партии тори) распространены убеждения, что все алармистские прогнозы, мол, разрыв с континентальной Европой обернётся финансово-экономическим шоком, сильно преувеличены. Более того, бытует мнение, как сообщает лондонская «Индепендент», что «в среднесрочной и долгосрочной перспективе» выход из Союза окажет благотворное воздействие на британскую экономику.

Но едва ли не более симптоматична разделительная линия, почти по экватору, между сторонниками жёсткого развода и мягкого расползания в разные стороны. Так, 23% готовы подписаться под документом по «Брекзиту», ставшим плодом многомесячных препирательств и разменов в Брюсселе, а 15% и вовсе хотели бы остаться в «семье единой». Схожая пропорция между теми, кто полагает – Тереза Мэй «справилась» со своей миссией торга с континенталами – их 51%, и теми, кто склонен обвинять премьера в «плохой работе», – таковых 48%. Почти поровну.

Однако, намного важнее цифра 57% – более половины даже не готовы торговаться по условиям бракоразводного документа и считают допустимым просто раздружиться в одночасье 29 марта, когда истекает срок действия членского билета Британии (“no deal”).

Профессор Тим Бэйл, политолог из лондонского Университета Королевы Марии, делает вывод из опроса: «Миссис Мэй не сумела убедить не только страну и, скорее всего, парламент, что она привезла хороший план по «Брекзиту», но ей не удалось убедить в этом и верных партийцев… Во всяком случае, рядовые члены партии тори ещё меньше впечатлены, чем их депутаты» (“If anything, grassroots Tories are even less impressed than Tory MPs”).

 

Цена вопроса «кусается»

Тем временем, «Эрнст энд Янг» (в настоящее время – EY, Ernst&Young), британская аудиторско-консалтинговая компания, одна из крупнейших в мире, представила свой прогноз по «цене вопроса» для Британии в случае выхода из Союза в отсутствии регламентирующего документа.

Прогностический сценарий составлен на основе анализа набирающей силу тенденции: из 222 компаний, деятельность которых отслеживает EY, двадцать уже вывели свои активы с Британских островов и переместили их на континент. Число компаний, планирующих либо переезд, либо расширение штата сотрудников в таких столицах, как Франкфурт и Люксембург, выросло за минувший квартал, соответственно, с 15 до 17 и с 14 до 16. Для Парижа показатель составил 15 (ранее – 10), а для Дублина – 27 (прежде – 21).

Более одной трети расквартированных в Британии компаний подумывают о принятии схожего решения, но если речь заходит о крупных банковских структурах, инвестиционных фондах и биржах, то уже 56% из них прорабатывают планы смены ПМЖ. Не случайно в весомых финансовых центрах за последнее время создано 2000 новых рабочих мест, а «в ближайшее время», по оценкам EY, эта цифра увеличится до 7000, что станет недвусмысленным приглашением для финансистов из лондонского Сити.

Есть более мрачное пророчество экспертов: в случае «безоговорочного» и скоропалительного выхода из Евросоюза последует логичное и ожидаемое бегство капитала из Британии. И тогда через пролив перекочуют авуары на общую сумму 800 миллиардов фунтов стерлингов! (см. «Брекзит»: подсчитана цена билета на выход», №11(135), 2018).

Однако, приведённый выше опрос показал, что кассандровы пророчества экономистов и финансистов не впечатляют рядовых бойцов партии охранителей и сепаратистов, то есть консерваторов. Строго говоря, впечатляют не всех, но большинство. Судя по раскладу симпатий и антипатий по теме «Брекзита», водораздел остаётся глубоким, и внутри политического класса царит разброд и шатание.

 

Уйти нельзя остаться

При всей условности исторических параллелей, последний раз столь глубокий разлад случился в правящих верхах во время войны Алой и Белой розы, когда в междоусобице схлестнулись в борьбе за престол две ветви династии Плантагенетов, Ланкастеры и Йорки.

Возможно ли полюбовное согласие между островными европеистами и сепаратистами, поделившими политический ландшафт на два враждующих лагеря (”Leave” vs. “Remain”)? Пока такая опция не просматривается.

В любом случае, если прибегнуть к ставшему мемом выражению Терезы Мэй в контексте дурно пахнущей истории со Скрипалями, будущее сегодняшнего лидера тори не просто покрыто мраком, но «весьма вероятно» покрыто смрадными субстанциями, очерняющими её светлый образ в истории Англии до неузнаваемости.

Владимир МИХЕЕВ

№1-2(137), 2019