Кому и где жить хорошо,

image_pdfimage_print

или Заглянем в чужой карман

Лондонцы, покупая в пятничный вечер пинту пива по три фунта стерлингов за кружку, скептически ухмыльнутся, когда их попытаются порадовать известием, что британская столица не только выпала из первой десятки самых дорогих городов мира, но и скатилась на 22-е место. Обед из трех блюд без спиртного обойдется в Лондоне в 33 фунта, а в Токио не меньше 53.

Да, формально жизнь в британском мегаполисе подешевела, если заниматься калькуляциями из расчета обесценившегося фунта стерлингов. Но если столичному жителю нужно, скажем, приобрести билет на поезд в вагон второго класса (!), чтобы преодолеть примерно 200 км, то его кошелек полегчает на сумму 58 фунтов 69 пенсов. В странах же материковой Западной Европы аналогичное путешествие обойдется вдвое дешевле. Действительно, цены понизились, говорит глава исследовательской группы при банке UBS Дэниел Калт, но при этом «арендная плата за жилье, несмотря на коллапс на рынке недвижимости, остается высокой».

Скатились вниз по покатому рейтингу и другие столицы с прежде кусачими ценами, такие как Сеул и Мехико, а заодно и Москва, чему способствовало обесценение в этом году рубля по отношению к ведущим валютам. Для понимания: иерархия самых-самых дорогих городов мира выстраивается экспертами UBS на основе сопоставления цен на 144 вида товаров и услуг.

А где дерут втридорога, спросите вы. Ответ (в порядке убывания): Осло, Цюрих, Копенгаген, Женева, Токио и Нью-Йорк. У подножья таблицы разместились Дели, Мумбаи (бывший Бомбей), Манила и Куала-Лумпур. В Евросоюзе относительно разумные расценки сохраняются, по сравнению с Западной Европой, в странах Восточной Европы, где корзина товаров и услуг в среднем на 35% дешевле. Впрочем, недолго радоваться: по прогнозам экспертов, уровень цен сравняется уже через десять лет.

Экономические неурядицы сказались и на положении временных «рабочих в гостях». Так, гастарбайтерам из бывшего социалистического содружества, из той же Польши, которые находятся на отхожем промысле в Британии, придется трудиться на полтора часа больше ежемесячно, по сравнению с 2006 годом, чтобы по-прежнему отсылать домой по 200 фунтов.

Впрочем, им все равно не стать трудоголиками поневоле, как это предписано работягам в Каире или Сеуле: тем приходится в среднем «пахать», соответственно, по 2373 часа и по 2312 часов в год. На их фоне французы смотрятся закоренелыми лежебоками, хотя там и культивируется в качестве хорошего тона традиция задерживаться на работе – в Париже трудовая повинность исчисляется 1594 часами в год, а в другом крупнейшем мегаполисе, Лионе, и того меньше – всего 1582 часа.

При этом вознаграждения за труды праведные всюду разнятся, сообщает лондонская «Таймс»: если токийский пахарь может заработать себе на гамбургер в «Макдональдсе» всего за 12 минут, то его коллеге где-нибудь в Найроби понадобиться не менее двух с половиной часов.

Для граждан стран, чьи города не занимают верхнюю часть этой табели о рангах, исследование UBS поможет осознать нехитрую истину, отменяющую устойчивое заблуждение: хорошо не обязательно там, где нас нет.

Владимир МИХЕЕВ

№9(36), 2009