Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Может ли Англия прокормить своих детей

Может ли Англия прокормить своих детей

tp-probl-Angl
image_pdfimage_print

Тори пожелали гражданам голодать, сколько влезет

Сиобхан Коллингвуд, старший педагог в государственной начальной школе Morecambe Bay Primary, расположенной на северо-востоке Англии, заметила наравне с коллегами, что ученики, возвращаясь в классы после выходных, выглядят измождёнными и осунувшимися.

Переговорив с родителями, они выяснили малоприятную деталь, относящуюся к «новым реалиям». Даже когда у кого-то из старших есть работа, а значит, и заработок – это совсем не гарантия сохранения прежнего достатка и уровня жизни. Сворачивание социальных субсидий из госбюджета привело к раскручиванию нисходящей спирали бедности. Многие семьи не могут позволить себе снабдить ребёнка, оправляя в школу, даже бутербродом…

Случалось, что одного из своих питомцев учителя заставали за поиском недоеденных фруктов в ящиках для отходов. Бесплатные завтраки в школе для одной трети из 350 учащихся – это благо, поскольку иного им не дано. Если в учебный 2013-2014 год обычно школьная администрация раздавала бесплатные пайки с едой 656 ученикам, то в минувшем году (2017-2018) их число выросло до 1229.

За этот же период, по данным районного отделения общенациональной благотворительной организации Citizens Advice, помогающей, в том числе, юридическими советами гражданам, оказавшимся «в затруднительном положении», количество распределяемых ею продуктовых талонов возросло в шесть раз.

Прежде школа сигнализировала о неблагополучии в какой-либо из семей местному благотворительному центру, в чьи обязанности входило заботиться о детях. Но после 2010 года, когда правительство консерваторов сократило финансирование социальных программ примерно на один миллиард фунтов, по всей стране закрылись около 1000 подобных филантропических фондов.

До глобального финансово-экономического кризиса 2008 года, зародившегося в США, в Британии удалось снизить показатели бедности для семей с детьми. В интервале между 1998 и 2012 годами число малолетних, живущих в семьях с доходом менее чем 60% от общенационального среднего уровня после платы за жильё, сократилось примерно на 800 тысяч, опустившись до 3,5 миллиона, что составляло 27% всех британцев в возрасте до 16 лет.

Но после принятия вестминстерскими сидельцами закона о реформе системы социального обеспечения – тенденция сменила знак с плюса на минус. В 2010 году кабинет тори принял решение сократить социальные программы, лишив их финансирования на более чем 40 млрд долларов, и одновременно отказаться… от прежде провозглашённой великой цели существенно сократить масштабы детской бедности к 2020 году (см. «Британия – не лучшее место, чтобы растить детей», №5(33), 2009).

Что это означает для здоровья и благополучия нации? Бедность – это не только порок общественной системы. Для тех, кто растёт в таких унизительных условиях, это означает повышенный риск хронического недоедания, разного рода заболеваний и отторжения со стороны общества (“social stigma”). Как справедливо отмечает «Нью-Йорк таймс», «в долгосрочной перспективе это может породить порочный круг, из которого подросток пытается выбраться, что типично для Британии с её классовым самосознанием» (“In the long term, it can create a vicious cycle from which a child struggles to escape, especially in class – conscious Britain”).

У детей из неблагополучных семей, по статистике, на 30% меньше шансов успешно сдать ключевые экзамены, которые в обязательном порядке все проходят в возрасте 16 лет. Эти экзамены предопределяют во многом дальнейшую судьбу. А именно: в каком статусе юноша или девушка проведут свою жизнь в «квадратно-гнездовой» системе иерархического британского общества.

Опять же по статистике, у выходцев из неблагополучных семей на 50% меньше шансов поступить в высшие учебные заведения, в том числе попасть в вузы, где готовят профи для привилегированных сфер, таких как юриспруденция, финансы и медицина.

Самая пикантная деталь, установленная экспертами из Лондонской школы экономики: даже те из них, кто умудряются пробить «стеклянный потолок» и попасть в эти высшие сферы, получают в среднем на 16% ниже зарплату, чем вчерашние дети-мажоры.

Зато те, у кого за плечами трудное и не вполне сытное детство и отрочество (как выражаются англоязычные журналисты, “disadvantaged backgrounds”), обычно умирают на пять лет раньше, чем отпрыски богатых папенек и маменек.

А перспектива ещё более плачевна. По прогнозам, к 2021 году примерно 35% всех малолеток в Британии будут проходить по категории «бедные». Этому поспособствует и выход страны из состава сообщества (см. «Брекзит»: Британия сможет уйти по-английски» , №6(131), 2018), сделали вывод семь ведущих благотворительных организаций, опекающих детей, поскольку впереди – потеря дотаций из фондов Евросоюза и неизбежный рост стоимости жизни.

Получается, что вопрос заголовка «Может ли Англия прокормить своих детей?» становится риторическим. Прискорбно…

Владимир МИХЕЕВ

№11(135), 2018