НАТО и балканские страсти


НАТО и в меньшей степени Евросоюз умножают усилия по поглощению последних осколков бывшей Югославии, стараются ускорить эти процессы. Удается пока не очень, но усиление этой тенденции очевидно.

За последние недели внимание привлекли события в Македонии, а также в Боснии и Герцеговине.

В первой из них прозападное правительство меньшинства пытается воспользоваться моментом и провести переименование своей страны, чтобы снять возражения Греции, быстро вступить в НАТО и начать переговоры о присоединении к ЕС.

После двух с лишним десятилетий противостояния власти в Скопье договорились с Афинами о ее новом названии – Северная Македония. Греческое правительство, которое само остается в финансово подчиненном положении и давно забыло про попытки быть независимым, согласилось с этим, хотя в стране это вызвало негодование и даже отставку министра иностранных дел, слишком ярого сторонника этой сделки. Казалось, все складывалось хорошо для организаторов этой затеи, которая подается как фактор по обеспечению политической стабильности на Балканах и укреплению безопасности.

С этим можно было бы согласиться, если бы целью всей комбинации не было вступление Македонии в НАТО.

К сожалению для сценаристов, македонцы не были согласны выполнять роль статистов в этой партии.

Президент страны был против. Проведенный референдум по переименованию провалился: на него пришла лишь треть избирателей. Тогда было объявлено, что его результаты не обязательно учитывать, он вроде бы консультативный, проводится просто так. Но, чтобы продавить переименование, надо было обеспечить в парламенте конституционное большинство, до которого не хватало 8 голосов. К моменту голосования они чудесным образом нашлись. Без крупного подкупа и других поблажек, надо полагать, не обошлось. Находившиеся под следствием депутаты вдруг были освобождены, а греческий министр обороны (противник переименования) привел данные, согласно которым на взятки колеблющимся народным избранникам было потрачено 2 миллиона евро – колоссальная сумма для нищей Македонии.

В довершение ко всему в Скопье направлен американский эмиссар для руководства процессом – заместитель помощника государственного секретаря Мэтью Палмер, большая шишка в вашингтонской дипломатической табели о рангах. Так что можно полагать, что задуманный сценарий будет доведен до конца, как бы антидемократично и безобразно это позорище ни выглядело. Вот такая зрелая европейская демократия: когда нельзя, но очень хочется, то можно…

В Боснии и Герцеговине положение для подобных сил складывается менее благоприятно. Прошедшие там выборы коллективного главы государства показали успех неудобного серба Милорада Додика. Формирование правительственного большинства осложнилось. Добавим к этому, что официального кандидата боснийских хорватов сами боснийские хорваты не любят, зато любят боснийские мусульмане. Положение запуталось до такой степени, что создатели этой заведомо неуправляемой и институционально нежизнеспособной страны не знают, как действовать дальше. Видимо, проекты по ее втягиванию в НАТО и Евросоюз пока придется отложить, хотя бы на один электоральный цикл…

Андрей СЕМИРЕНКО