Главная > Дневник событий > В фокусе > Германия: конец эры Меркель?

Германия: конец эры Меркель?

ds-fok-Germ-konez
image_pdfimage_print

В медийной шумихе, сопровождавшей перемещение с одного поста на другой Ханса-Георга Маасена, несколько утонуло приближение такого важного события, как избрание главы парламентской фракции ХДС/ХСС. Все годы правления фрау канцлерин этот пост занимал один из наиболее доверенных её соратников – Фолькер Каудер. В конце сентября этому пришёл конец: 125 голосами против 112 бразды правления были вручены Ральфу Бринкхаусу.

На что здесь стоит обратить внимание? Это голосование для правящей партии считается своеобразным вотумом доверия курсу главы правительства. Меркель и Зеехофер высказались за переизбрание Каудера, и вдруг такой демонстративный афронт.

Между прочим, в 2013 году Каудер был переизбран с результатом в 97%. На выборах главы фракции год назад он получил 77%. Причём, проходили эти выборы всегда по-северокорейски – из одного кандидата, сиречь Фолькера Каудера. Последние состязательные выборы на пост главы парламентской фракции в ХДС/ХСС случились 45 лет назад. Может, не стоило и начинать…

Надо ли говорить, что оппозиция не упустила шанса оттоптаться на печальном для Ангелы Меркель результате. Сопредседатель фракции Альтернатива для Германии Алиса Вайдель объявила о «начале окончательного заката Меркель». Да и партнёры по коалиции, социал-демократы в лице депутата бундестага Томаса Оппермана, заявили о «восстании против Меркель». Во всяком случае, самое вежливое, что было сказано о случившемся, это язвительное признание: Меркель больше у себя в доме не хозяйка.

Особенно иронично на этом фоне смотрятся верноподданические похвалы, которые расточала ей генеральный секретарь ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр за то, как она разрулила ситуацию вокруг Маасена. Преданная сторонница – в отличие, видимо, от сотни с четвертью депутатов бундестага – увидела в этом «проявление сильных лидерских качеств». Вовремя лизнуть начальству всё, что положено, это незаменимое умение для хорошего функционера. Но когда похвалы настолько далеки от реальности – сама Меркель и та признала в истории с Маасеном свои ошибки, чего делать очень не любит, возникают подозрения в неуместной иронии по отношению к вышестоящему лицу. Если же это было искреннее расшаркивание, то упаси бог от таких преданных соратников.

Что же значит для Ангелы Меркель этот провал? Только одно – он знаменует начало конца. Нет, речь не о том, что все случится завтра или послезавтра. Но финал политической карьеры той, кого совсем, кажется, недавно объявляли влиятельнейшей женщиной мира, уже забрезжил.

Насколько хорошо руководство партии знало настроения в собственной фракции говорит то, что, по слухам, они сулили победившему Бринкхаусу от 25 до 39 голосов. А что вышло, вы сами видите.

Сделает ли Меркель то, что ей давно советовал лидер СвДП Кристиан Линднер – поставит ли перед парламентом вопрос о доверии? В ближайшие недели определённо нет: в канун выборов в Баварии (14 октября) и Гессене (две недели спустя) это было бы слишком. Но вот в ноябре – возможно и стоило бы. Особенно если результаты голосования будут не столь печальны для ХСС и ХДС, как это предсказывают предвыборные опросы.

Но предыдущий случай такого вотума окончился для его главного героя – Герхарда Шрёдера – весьма печально. Рискнёт ли Ангела Меркель? Если учесть, что всего за последние четыре месяца правящая коалиция уже трижды стояла на грани развала, может и да. Если товарищи по партии не предложат ей раньше уйти на заслуженный отдых.

Александр ВАРВАРИН

№9(133), 2018