Главная > Дневник событий > В фокусе > Дело Скрипаля: раздувай, пока не выветрилось

Дело Скрипаля: раздувай, пока не выветрилось

ds-vfokuse-Scripal
image_pdfimage_print

В середине июля мейнстримовская и таблоидная британская пресса получила шанс разродиться серией алармистских публикаций, объединённых, похоже, условной рубрикой: «"Новичок" снова в бою».

Печальная новость о скоропостижной смерти 44-летней Дон Стёрджес, обитавшей в 300 метрах от злополучного ресторана, в котором в марте столовались Сергей и Юлия Скрипаль в день отравления, раскрутила фантазию журналистов и их как всегда анонимных источников в спецслужбах. А министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон, видимо, по долгу службы, прямо обвинил Москву в убийстве несчастной британки.

Наиболее популярная версия сводилась к тому, что Дон и её партнёр, 45-летний Чарльз Роули, могли обнаружить либо тот самый контейнер, в котором в Солсбери якобы завезли смертоносный яд, либо шприц с остатками отравляющего вещества.

Непонятно одно: как это могло случиться, если место отравления Скрипалей не только оцеплено до сих пор, но за эти пять месяцев было многократно прочёсано, просканировано и пальпировано специалистами по химзащите в своих ставших памятными по снимкам в прессе размахаистых бесформенных балахонах? Опять же, как быть с прежней распиаренной версией, что «Новичка» нанесли на ручку двери в доме, где обитали Скрипали? А почему забыли про пропитанную боевым ядом гречку? И куда подевалась первоначальная версия сотрудников Скотланд-Ярда, что эта пара употребила «героин или нечистый курительный кокаин»?

Одновременно «Дейли мейл» – заметим, далеко не самая брезгливая из таблоидов, охотно подхватила целенаправленную «утечку» из спецслужбистских сфер, что главной исполнительницей в составе группы из шести российских джеймсбондов была… агентша Главного разведывательного управления. Имя не называется. Поймать не удалось, поскольку она, мол, давно уже покинула пределы острова.

Постпредство РФ при ОЗХО (Организации по запрещению химического оружия) отреагировало незамедлительно: «Насколько глупой они считают Россию, чтобы «вновь» использовать так называемый «Новичок» в разгар чемпионата мира по футболу...?»

Не менее эмоционально, что оправдано в условиях гибридной психологической войны Британии против России, прокомментировал нелепую ситуацию в интервью деловой газете «Взгляд» бывший член комиссии по биологическому оружию ООН, химик Игорь Никулин:

«Они четыре месяца всё там исследуют, они уже и дом Скрипаля пытались снести, кладбище и скамейку, на которой сидели Скрипали... Там же каждый сантиметр земли должен быть исследован. Но в итоге находят контейнер (из-под «Новичка»). Уровень компетенции сотрудников Скотланд-Ярда ниже всякой критики. Сотни сотрудников «нюхали» землю и только через четыре месяца смогли выявить каких-то подозреваемых, которые якобы смогли вылететь в Россию в тот же день. Это смешно».

По большому счёту, происходящий фарс отнюдь не смешной. В начале августа администрация США в ультимативной форме потребовала от России в течение трёх месяцев(!) поклясться, что никогда более не допустит применение нервнопаралитических боевых отравляющих веществ, как это произошло в английском Солсбери. Иными словами, Вашингтон требует от Москвы сделать, тем самым, признательное показание и взять на себя вину за отравление Скрипалей. Подготовлен и новый пакет санкций: полный запрет на экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих двойного назначения. И это лишний раз показывает, что дело не в фейковом убийстве Скрипалей, а в продолжении войны санкций.

Глава Смоленской площади Сергей Лавров был вынужден в очередной раз напомнить: за все эти месяцы ни США, ни Великобритания, ни какая-либо другая страна «не предоставила ни единого факта в подкрепление подобных утверждений». Более того, «в рамках ОЗХО мы уже как три года получили подтверждение на основе всех мыслимых инспекций, что процесс химического разоружения Российской Федерации завершен». Зато США, которые были обязаны также завершить уничтожение своих арсеналов химического оружия, попросили отсрочки, вплоть до начала 2020-годов. «Так что, скорее, нужно говорить, что есть проблемы с химическим разоружением у США», – подчеркнул Лавров.

Не меньшее подозрение вызывает система контроля за химическими ядовитыми соединениям в секретной лаборатории в Портон-Дауне. Одно время здесь же велись разработки и бактериологического оружия. Достоверно известно, что здесь же в 1950-1960 годы производили зарин и синтезировали боевое отравляющее вещество CS. Здесь же располагаются лаборатории для исследований. В последние годы в Британии зарегистрировали несколько смертей «при странных обстоятельствах» учёных, занимавшихся экспериментами с химическими препаратами. Кстати, последняя по времени инспекция Портон-Дауна проводилась лет 30 назад.

Символично и временное совпадение на этот раз реальной трагедии в Солсбери и нового витка русофобской кампании, ведущейся Лондоном, который бойкотировал Чемпионат мира по футболу в России. Приведу мнение Марии Балябиной с радиостанции «Спутник»:

«Чемпионат мира по футболу принес в разные страны не только радость побед национальных сборных и горечь поражений, но и вести из "сердца тьмы". Так или иначе в кадр репортажей попадают российские улицы и веселые люди, которые никого не убивают, домой приезжают болельщики с фотографиями, рассказами и подарками. Дымовая завеса вокруг России начинает потихоньку рассеиваться. И тут очень кстати на сцену выходят двое неизвестных, которые куда-то улетели еще 4 месяца назад».

Между тем, прискорбное состояние и не менее ядовито-туманные перспективы двустороннего сотрудничества оценил посол России в Великобритании Александр Яковенко. Местные власти ведут себя то непредсказуемо странно, то вызывающе оскорбительно. Непонятно не только то, почему Лондон нарушает международное право и не допускает российских экспертов к расследованию дела об отравлении химическим веществом своих граждан, но почему уничтожаются важнейшие улики. Зачем кремировали домашних животных Скрипалей? Зачем лишили следствие возможности исследовать останки Доны Стёрджес, которую также кремировали?

Посол делится своим вполне обоснованным возмущением: «Британцы отказываются сотрудничать с нами в рамках реализации договора по запрещению химоружия. На все наши вопросы, которые мы задали в Гааге, получили очень формальные ответы. Это какой-то международно-правовой произвол!»

Попутно правящий кабинет (см. «Сподобится ли Тереза Мэй стать новой Маргарет Тэтчер», №1(95), 2015) последовательно сворачивает все двусторонние связи, прибегая, в том числе и к тактике проволочек. Дипломатам, которые должны заменить 23 своих коллег, высланных под надуманным обоснованием, намеренно затягивают выдачу британских виз. «Средний срок ожидания – год-полтора. Это абсолютно ненормально, такого нет ни с одной страной! Британское правительство просто блокирует обновление состава дипмиссии», – подводит итог Александр Яковенко.

Оптимистичное предсказание, сделанное в марте после событий в Солсбери бывшим британским послом в Москве Энтони Брентоном, что через несколько месяцев в двусторонних отношениях появится повышательный тренд, не сбылось. «Дело Скрипаля» – это долгоиграющая пластинка. В музыкальном аппарате (juke box) эту композицию будут заказывать вплоть до тех пор, пока не будет разработана и осуществлена новая антироссийская спецоперация.

Прогноз тем более вероятен, что многочисленные нелепости в этой мутной истории бьют по репутации правящего кабинета (см. «Нестыковка» может стать хэштегом в деле Скрипаля», №5(130), 2018). И в этом контексте имеет право на существование такая экзотическая версия происходящего, принадлежащая колоритному аналитику Юрию Баранчику: «Вопрос заключается лишь в одном – какая британская спецслужба и прикрывающая её элитная группа внутри Британии ведёт свою войну с Мэй и её правительством».

Кстати

Уинстон Черчилль заранее делал пометки на полях подготовленной им для оглашения речи: «Довод слаб – повысить голос». Возникает впечатление, что для замораживания неопределённой ситуации с псевдо-убийством Сергея и Юлии Скрипаль официальный Лондон будет использовать любые зацепки, чтобы отложить на максимально возможный срок обнародование результатов расследования или засекретить их под предлогом «защиты интересов национальной безопасности». А пока методичка проста, как расплющенная на ветровом стекле муха: раздувай, пока не выветрилось!
«Весьма вероятно» (“highly likely”), что кабинет Мэй будет и далее «повышать голос», понимая, что «довод слаб».

К слову

В откликах на публикацию в «Дейли мейл», что несчастье-де приключилось после того, как Дон Стёрджес и её приятель подобрали в парке с земли флакон от духов, выделяется обмен мнениями двух русскоязычных читателей.
Artur Artur (Вена): «Гречка проигрывает парфюму?»
Bim Bom: «Не-а. Она слежалась и соки пустила…. вот и получился парфюм. Круговорот веществ в природе».

Владимир МИХЕЕВ

№7-8(132), 2018