Дания: все дороги ведут… из Рима


В какой мере сеть дорог способствовала экономическому развитию и процветанию Древнего Рима? Это вполне актуальный вопрос, ведь в наши дни осуществляется сопоставимый по историческому значению проект нового Шёлкового пути – одной из главных амбиций бурно растущего Китая. Грандиозное начинание потребует капиталовложений более чем на триллион долларов.

Проект предусматривает строительство автомобильных и железных дорог, морских портов и аэропортов, электростанций, в том числе атомных, нефте- и газопроводов в 78 странах Азии, Европы и Африки. Какое влияние окажет колоссальный комплекс инфраструктуры не только на эти государства и континенты, но и на весь мир?

На некоторые аспекты этого вопроса попытались ответить датские исследователи из Копенгагенского университета. Они решили сопоставить будущий эффект с теми последствиями, которые имела для древнего мира разветвлённая сеть дорог в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, проложенных ещё римлянами. Во втором веке нашей эры их общая протяжённость достигала 80 тысяч километров, и некоторые используются до сих пор, сохраняя определённое влияние на экономику этих регионов.

В качестве исходной модели датские учёные взяли самую важную из всех античных магистралей – Аппиеву дорогу, проложенную в 312 году до н.э., и сравнили с рядом нынешних показателей процветания, такими как плотность населения, инфраструктурные объекты, ночное освещение (фотоснимки сделаны с искусственных спутников земли).

Выяснилось, что в местах с высокой разветвлённостью древнеримских дорог и сегодня сохраняется гораздо большая экономическая активность. Другими словами: инвестиции 2000-летней давности работают и в наши дни!

Любопытно, что древние римляне плели сети долговечных дорог вовсе не с экономической и даже не с военной целью, а чтобы усилить и расширить своё геополитическое влияние на новые регионы. Западные политологи убеждены, что и Китаем движет, в первую очередь, такое же намерение: Пекин полон решимости создать на месте нынешнего Pax Americana собственный Pax Sinica, чтобы атлантический мировой порядок уступил место евразийскому. И если в древности дороги вели преимущественно с Запада на Восток, то теперь главные магистрали пойдут в обратном направлении…

Было бы интересно узнать, какую роль новый Шёлковый путь сыграет в предстоящие 2000 лет для прогресса на нашей планете. И прежде всего, поможет ли он процветанию слабо освоенной Сибири. Дождаться стóит, не так ли?

Александр СОКОЛОВ